Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 743053-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части приравнивания статуса руководителей филиалов, представительств к статусу руководителей организаций)
Досье на проект федерального закона
Согласно Трудового Кодекса Российской Федерации руководитель организации - физическое лицо, которое осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Между тем Трудовой Кодекс Российской Федерации не дает определения термину "руководитель филиала (представительства)". При этом на практике к компетенции руководителя филиала (представительства) относят те же должностные обязанности, которыми обладает руководитель компании. Так, руководители филиалов (представительств) зачастую обязаны нанимать на работу и увольнять сотрудников, организовывать ведение и подачу бухгалтерской отчетности в уполномоченные органы, руководить кадровой политикой, издавать приказы, обеспечивать выполнение договорных обязательств. Более того, следующие аспекты правового статуса руководителя организации и главы филиала (представительства) являются идентичными: порядок заключения трудового договора; продолжительность испытательного срока; возможность возложения на себя иных неруководящих обязанностей (в том числе по ведению бухгалтерского учета); некоторые основания для расторжения трудового договора (пункт 9 и 10 статьи 81 Трудового Кодекса Российской Федерации).
В судебной практике основным различием между руководителями организаций и руководителями филиалов (представительств) признается наличие доверенности у последних и необходимость осуществлять руководство филиалом (представительством) в строгом соответствии с ней, при этом в силу того, что в соответствии с действующем законодательством руководители филиалов (представительств), формально не могут быть приравнены по статусу к руководителям организаций и к ним не могут применяться положения главы 43 Трудового Кодекса Российской Федерации, поэтому увольнение главы филиала (представительства) по пункту 2 статьи 278 Трудового Кодекса Российской Федерации во всех случаях признается незаконным. Однако нельзя не принять во внимание, что отдельные положения Трудового Кодекса Российской Федерации распространяются как на руководителя организации, так и на руководителей филиалов (представительств) (статьи 70, 81 Трудового Кодекса Российской Федерации), уравнивая эти должности.
Российское трудовое право доказывает свою нацеленность на защиту интересов работника, но существенно в данном случае ущемляет права работодателя и собственника, которые не могут полноценно реализовать свое право решать, кто и каким образом будет руководить обособленным подразделением и распоряжаться имуществом, при этом руководитель этого обособленного подразделения при его увольнения не может воспользоваться теми же правами, которые предоставлены Трудовым Кодексом Российской Федерации при увольнении руководителя организации. Аналогичная проблема относится к иностранным компаниям, чьи обособленные подразделения на территории России по своему статусу и полномочиям фактически приравнены к юридическим лицам.
По действующему законодательству для увольнения руководителя филиала (представительства) работодатели используют стандартный набор способов увольнений, среди которых - соглашение сторон, дисциплинарные увольнения (пункты 5, 6, 9, 10 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), увольнение по пункту 1 части 1 статьи 81 в связи с ликвидацией филиала (представительства).
Вместе с тем, безопасное, с точки зрения юридических последствий, применение статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении глав филиалов (представительств) будет возможным только после внесения соответствующих изменений. Вариант прекращения трудовых отношений по статье 278 Трудового кодекса Российской Федерации выглядит намного более привлекательно как для работодателя, так и для самого работника, в отличие от увольнения, например, за однократное грубое нарушение или принятие необоснованного решения главой филиала или представительства, которое по своей сути является незаконным и негативно сказывается на репутации работника. Кроме того, при отсутствии виновных действий главы филиала (представительства), его увольнение в связи с принятием решения уполномоченным органом юридического лица предполагает выплату выходного пособия в размере трехкратного среднего месячного заработка, что также лучше, чем понуждение руководителя написать заявление "по собственному желанию" без выплаты такой компенсации при отсутствии подходящего основания увольнения в Трудовом кодексе Российской Федерации, что нередко встречается на практике.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части приравнивания статуса руководителей филиалов, представительств к статусу руководителей организаций)
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части приравнивания статуса руководителей филиалов, представительств к статусу руководителей организаций) не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части приравнивания статуса руководителей филиалов, представительств к статусу руководителей организаций)
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части приравнивания статуса руководителей филиалов, представительств к статусу руководителей организаций) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.