Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 522836-6 "О внесении изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 522836-6 "О внесении изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования требований к сбросам сточных вод в водные объекты), внесенный депутатами Государственной Думы А.А. Ремезковым, С.В. Кривоносовым, А.М. Меткиным, Р.М. Марданшиным, М.В. Слипенчуком, а также В.В. Зубаревым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, и отмечает следующее.
В настоящее время пункт 1 части 3 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) запрещает сброс сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Авторы законопроекта предлагают отменить указанный запрет для водных объектов, расположенных во 2-м и 3-м поясах ЗСО, установив при этом запрет на сброс сточных вод, не отвечающих требованиям санитарных правил и норм в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Необходимость внесения таких изменений авторы мотивируют наличием противоречия между положениями Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (СанПиН 2.1.4.1110-02) и ВК РФ, поскольку нормы данного СанПиН допускают сброс отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям сточных вод в границах 2-го пояса ЗСО.
Несмотря на то, что ВК РФ является актом высшей юридической силы по отношению к СанПиН, авторы законопроекта предлагают разрешить эту коллизию именно путем изменения норм ВК РФ.
При этом не учитывается, что апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации N АПЛ 14-393 от 25.09.2014 г. вышеназванный СанПиН 2.1.4.1110-02 (п. 3.3.3.4) и СанПиН 2.1.5.980-00 (4.1.2. абзац 6) признаны недействующими в части, разрешающей сброс хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано после 31.12.2006 г., сточных вод в пределах 2-го пояса ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Кроме того, с 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий новое правовое регулирование отношений, связанных со сбросом сточных вод. Указанный закон заложил основу для формирования социально-экономических условий, при которых экологически ориентированные технологии окажутся выгодными для водопользователей и хозяйствующих субъектов.
В законопроекте N 522836-6 также не учтено, что пояса ЗСО являются буферными зонами, в границах которых должно происходить самоочищение природных вод в целях обеспечения постоянства качества воды у питьевых водозаборов.
В этой связи действующий запрет сбросов в пределах 2-го и 3-го поясов ЗСО призван не допустить попадания загрязненных вод в питьевые водозаборы. Данная норма является особенно актуальной в условиях, когда большинство предприятий сбрасывают сточные воды с нарушением нормативов их качества.
При этом в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не приводится расчетов размеров возможного ущерба от необходимости дополнительной очистки забираемой питьевой воды в связи с увеличением потоков загрязняющих веществ в водные объекты, используемые для целей питьевого водоснабжения.
Кроме того, с увеличением потоков сточных вод соответственно увеличится поступление в водные объекты биогенных элементов, способствующих "цветению" воды (размножению токсичных сине-зеленых водорослей). В настоящее время эта проблема затрагивает многие регионы нашей страны, в том числе источники питьевого водоснабжения г. Москвы.
Таким образом, принятие рассматриваемого законопроекта может повлечь необратимые последствия для экологии водных объектов и возможности их использования в питьевых, хозяйственно-бытовых, рекреационных, рыбохозяйственных и иных целях.
Необходимо отметить, что аналогичная поправка уже вносилась на рассмотрение Государственной Думы в рамках работы над проектом федерального закона N 464857-5 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный закон N 282-ФЗ от 21.10.2013 г.), однако была единодушно отклонена депутатами Государственной Думы при рассмотрении указанного законопроекта во втором чтении.
На законопроект поступили отрицательные отзывы Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.
В Комитет поступило обращение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с категорическим возражением против принятия данного законопроекта в связи с тем, что "предложенные поправки в Водный кодекс Российской Федерации представляют непосредственную опасность для жизни и здоровья людей и могут повлечь за собой иные тяжелейшие последствия, вплоть до экологической катастрофы государственного масштаба".
В адрес Комитета также поступили многочисленные обращения граждан и экологических организаций с требованиями об отклонении рассматриваемого законопроекта.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 522836-6 "О внесении изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.