Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 638178-6 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Очередной этап судебной реформы, начало которого связано с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и Прокуратуре Российской Федерации", наглядно показал необходимость дальнейших шагов на пути сближения систем судов общей юрисдикции и арбитражных судов, унификации процессуальных процедур и правил, применяемых этими судами в ходе рассмотрения и разрешения конкретных споров и иных юридических дел.
В качестве меры, направленной на достижение указанной цели, предлагаются изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, которые позволят установить аналогичный порядок рассмотрения сходных по своей правовой природе дел посредством введения институтов, применяемых уже в течение длительного времени судами общей юрисдикции на основании норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и доказавшими свою эффективность.
Представленный проект федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" направлен также на реализацию задачи по оптимизации судебной нагрузки, которая на VIII Всероссийском съезде судей обозначена в качестве приоритетной, поскольку ее осуществление способствует обеспечению права обращающихся за судебной защитой лиц на справедливое и публичное судебное разбирательство в разумные сроки.
Для достижения указанных целей в проекте предусматриваются следующие новации.
1. Законопроектом предлагается внести ряд изменений, направленных на внедрение и развитие альтернативных способов разрешения споров, использование которых позволит повысить эффективность правосудия в целом, в том числе посредством уменьшения количества споров, которые могут стать предметом рассмотрения арбитражных судов.
Претензионный порядок или иной досудебный порядок, имеющий своей целью урегулирование спора, является действенным средством повышения качества работы судебной системы, требует минимальных организационных и финансовых затрат от участников спора, способствует укреплению экономических связей, содействует становлению и развитию партнерских деловых отношений, способствует формированию обычаев и этики делового оборота и снижению конфликтности в обществе в целом.
Претензионный порядок урегулирования экономических споров ранее активно применялся на практике на основании Арбитражного процессуального кодекса 1992 года в соответствии с Положением о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июля 1992 года N 3116-1 года и зарекомендовал себя положительным образом.
Законопроектом предлагается установить в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве общего правила обязательное применение претензионного или иного досудебного порядка урегулирования споров. Исключения из этого правила касаются дел, особенности рассмотрения которых обусловливают необходимость оговорки о непримениии к ним в качестве общего правила устанавливаемого подхода: дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права неисполнение судебного акта в разумный срок, дела о несостоятельности (банкротстве), дела по корпоративным спорам, дела о защите прав и законных интересов группы лиц.
Кроме того, законопроектом предусматривается положение, согласно которому экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после использования досудебного порядка, если он установлен федеральным законом (пункты 1 и 11 статьи 1 законопроекта).
Изменения, направленные на обеспечение условий реализации предлагаемого подхода, вносятся в нормы АПК РФ, устанавливающие требования к исковому заявлению, порядку его возвращения и оставления без рассмотрения (пункты 4 - 7 статьи 1 законопроекта). Таким образом, в отсутствие в исковом заявлении сведений о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка урегулирования, а также подтверждающих документов исковое заявление подлежит возвращению. При этом возможность оставить исковое заявление без рассмотрения в случае, когда после его принятия к производству судом будет установлено, что истцом не соблюден названный порядок урегулирования спора с ответчиком, сохраняется.
2. Одной из причин высокой нагрузки арбитражных судов является злоупотребление лицами, участвующими в деле, и иными участниками арбитражного процесса своими процессуальными правами, что существенно усложняет рассмотрение дела и затягивает судебный процесс.
В связи с необходимостью воспрепятствования недобросовестному поведению в ходе рассмотрения дел арбитражными судами законопроектом предлагается ввести в АПК РФ институт частных определений (пункт 10 статьи 1 законопроекта), который в деятельности судов общей юрисдикции зарекомендовал себя как весьма успешный.
3. На повышение эффективности рассмотрения дел в порядке упрощенного производства (около 40% от общего количества дел, рассмотренных арбитражными судами в 2013 году) направлено включение в АПК РФ положений, в соответствии с которыми по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, решение принимается путем подписания судьей резолютивной части решения (пункт 14 статьи 1 законопроекта).
Указанный подход обусловлен целями закрепления в процессуальном законодательстве ускоренных (упрощенных) форм судебных производств, к которым относится и упрощенный порядок рассмотрения дел. При этом законопроектом не исключается возможность изготовления решения в полном объеме (с мотивировочной частью), которое производится только по заявлению лиц, участвующих в деле.
Аналогичное правовое регулирование содержится в частях 3 и 4 статьи 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
В целях внесения определенности в вопрос о порядке обжалования решений, принятых по делам упрощенного производства, в законопроекте заложен подход, согласно которому указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.
4. Законопроект предполагает введение в арбитражное процессуальное законодательство такой ускоренной формы производства как судебный приказ путем введения новой главы 29.1 АПК РФ "Приказное производство" (пункт 15 статьи 1 законопроекта).
В современном российском гражданском процессе институт приказного производства появился в связи с принятием Федерального закона от 27.10.1995 "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР", восстановив историю своего существования в российском праве. В ГПК РФ положения о судебном приказе закреплены в главе 11 подраздела I раздела II "Производство в суде первой инстанции".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "30 ноября 1995 г."
Введение института приказного производства в арбитражный процесс направлено на выполнение одновременно несколько функций и практических задач:
- повышение оперативности судебной защиты права и эффективности исполнения судебных актов;
- освобождение арбитражных судов от тех дел, которые не нуждаются в развернутой процедуре рассмотрения;
- повышение у участников хозяйственного оборота чувства ответственности за принятые ими на себя обязанности, а, соответственно, уровня их правосознания;
- усиление превентивной функции права.
Согласно законопроекту судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм, основанный на бесспорном требовании взыскателя.
В качестве корреспондирующих изменений законопроектом предлагаются дополнения в положения АПК РФ, содержащие указания на принимаемые арбитражными судами судебные акты, к числу которых относится и судебный приказ (пункт 3 статьи 1 законопроекта).
В законопроекте перечисляются требования, по которым может выноситься судебный приказ: требования вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора и основаны на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства, которые ответчиком признаются, но не исполняются, если цена заявленных требований не превышает для юридических лиц триста тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей сто тысяч рублей; требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, если цена иска не превышает для юридических лиц триста тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей сто тысяч рублей; заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч рублей.
В связи тем, что названные требования, обладающие, по сути, бесспорным характером, пересекаются с делами, рассматриваемыми в порядке упрощенного производства, законопроектом предлагаются изменения в статью 227 АПК РФ, согласно которым меняется (увеличивается) ценовой порог для соответствующих дел, рассматриваемых по правилам главы 29 АПК РФ, посвященной упрощенному производству (пункт 13 статьи 1 законопроекта).
Законопроектом закрепляются положения о форме и содержании заявления о выдаче судебного приказа, основания для возвращения заявления о выдаче судебного приказа, устанавливается содержание судебного приказа с учетом, того, что он имеет силу исполнительного листа.
Законопроектом регламентируется порядок приказного производства, а также устанавливается правило, в соответствии с которым судебный приказ, а равно определение об отмене судебного приказа размещается на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее следующего дня после дня их вынесения.
Положениями законопроекта, посвященными приказному производству, закрепляется порядок вступления судебного приказа в законную силу, а также исполнения судебного приказа.
В связи с этим в общие положения АПК РФ о вступлении судебного решения в законную силу и его исполнении законопроектом также вносятся уточнения, касающиеся судебного приказа (пункты 8 и 9 статьи 1 законопроекта). Уточнение вносится и в специальную норму АПК РФ о выдаче исполнительного листа (пункт 23 статьи 1 законопроекта).
Законопроектом предусматривается, что судебный приказ может быть обжалован в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, установленный статьей 276 настоящего Кодекса, и пересмотрен по правилам главы 35 с учетом особенностей, предусмотренных в статье 288.1 настоящего Кодекса.
С учетом этого законопроектом дополняются положения АПК РФ, посвященные кассационному производству в части установления возможности, сроков и порядка обжалования в суд кассационной инстанции судебных приказов, вынесенных арбитражными судами первой инстанции, а также уточняются полномочия арбитражного суда кассационной инстанции, рассматривающего кассационные жалобы на судебные приказы (пункты 15 - 18 статьи 1 законопроекта).
Законопроектом предлагается ввести в главу 35 АПК РФ новую статью 288.1, посвященную особенностям кассационного производства, связанным с пересмотром вступивших в законную силу судебных приказов. Так, устанавливается правило, согласно которому вопрос о наличии либо отсутствии оснований для пересмотра в порядке кассационного производства судебных приказов решается судьей арбитражного суда кассационной инстанции единолично в пятнадцатидневный срок со дня поступления кассационной жалобы на судебный приказ в арбитражный суд кассационной инстанции. По результату рассмотрения кассационной жалобы на судебный приказ судья арбитражного суда кассационной инстанции при наличии соответствующих оснований выносит определение о передаче жалобы с делом для рассмотрения обжалуемого судебного акта в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции; при отсутствии таких оснований судья выносит определение об отказе в передаче жалобы с делом для рассмотрения обжалуемого судебного акта в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции. Определения, вынесенные на данной стадии, не подлежат обжалованию.
При этом законопроектом устанавливаются специальные основания для пересмотра в порядке кассационного производства судебных приказов, вступивших в законную силу, к которым относятся:
1) несоответствие целям эффективного правосудия, в том числе в случае наличия спора о составе и размере задолженности, а также в иных случаях признания судом необходимым выяснить имеющие существенное значение для дела обстоятельства или исследовать доказательства;
2) нарушения норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебного приказа.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы на судебный приказ арбитражный суд кассационной инстанции реализует одно из предоставляемых ему законопроектом полномочий, направленных на оставление судебного приказа без изменения или его отмену с прекращением производства по делу, оставлением кассационной жалобы без рассмотрения, направлением дела на новое рассмотрение или вынесением постановления об отказе в выдаче судебного приказа с одновременным указанием на право взыскателя предъявить требования в порядке искового производства.
Законопроектом устанавливается возможность пересмотра судебных приказов по правилам АПК РФ, закрепляющим порядок пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (пункты 23 и 24 статьи 1 законопроекта).
Введение института приказного производства в арбитражном процессе позволит значительно снизить нагрузку, существующую в настоящее время в арбитражных судах, рассматривающих дела по спорам из предпринимательской и иной экономической деятельности. Количество дел приказного производства предположительно может составить более 20% от общего количества дел, рассматриваемых арбитражными судами. Таким образом, количество дел, которые будут рассматриваться в таких ускоренных формах судопроизводства как упрощенное производство и приказное производство по предварительным подсчетам составит не менее половины от всех дел, рассматриваемых в настоящее время арбитражными судами в силу их компетенции.
5. В качестве редакционных поправок предлагается уточнение положений части 1 статьи 291.1 и части 5 статьи 308.1 АПК РФ, необходимость внесения которых выявлена судебной практикой в ходе применения положений АПК РФ в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (пункты 22 и 21 статьи 1 законопроекта).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых средств, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению или дополнению в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" потребует внесение изменений в положения части второй Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающих размер и особенности уплаты государственной пошлины по делам приказного производства, рассматриваемым арбитражными судами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.