Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 750871-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" разработан в соответствии с пунктом 22 раздела II плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. N 98-р (далее - законопроект).
Данный законопроект предусматривает, что требования по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренные частью 1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности), для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств городского наземного электрического транспорта, автомобильного транспорта, задействованного в перевозках пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщениях, железнодорожного транспорта, осуществляющего пригородные перевозки, а также для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта, установленных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июля 2014 г. N 196 (за исключением объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, являющихся объектами повышенной террористической уязвимости), вступают в силу с 1 января 2017 г., а также возможность исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками вышеуказанных требований в части поэтапного оснащения объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (за исключением объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, указанных во втором абзаце проектируемой статьи) в сроки, установленные соответствующими планами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренные статьей 9 Закона о транспортной безопасности, до 1 июля 2017 г.
Проведенный анализ норм Федерального закона от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ) и нормативных правовых актов, подготавливаемых в его развитие, показал, что исполнение ряда предлагаемых норм связано с определенными издержками субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Обязанность субъектов транспортной инфраструктуры исполнять требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта установлена статьей 8 Закона о транспортной безопасности с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 15-ФЗ.
Действие Закона о транспортной безопасности и соответствующих нормативных правовых актов распространяется на тысячи хозяйствующих субъектов - владельцев объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалов, железнодорожных станций, мостов, морских и речных портов, аэропортов и т.д.) и транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров и опасных грузов, принадлежащих как хозяйствующим субъектам на праве частной собственности, так и публичным образованиям на праве государственной и муниципальной собственности.
Расходы на обеспечение транспортной безопасности варьируются в зависимости от вида транспорта, однако присущи всем субъектам предпринимательской деятельности, попадающим в сферу регулирования Закона о транспортной безопасности.
Деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств городского наземного электрического транспорта, автомобильного транспорта, задействованного в перевозках пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщениях, железнодорожного транспорта, осуществляющего пригородные перевозки, является социально значимой и зависит от дотаций из бюджетов Российской Федерации всех уровней и, как следствие, сопряжена со значительными материальными издержками.
Принимая во внимание специфику функционирования указанных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта, разработка для них рациональных требований на сегодняшний день представляется наиболее проблематичной.
Таким образом, законопроектом устанавливается перенос вступления в силу требований в области обеспечения транспортной безопасности для отдельных видов транспорта до 1 июля 2017 г. в целях создания более комфортных условий для хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги населению указанными видами транспорта.
Кроме того, в настоящее время согласно требованиям по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, утвержденным приказами Минтранса России в 2011 году, реализация планов обеспечения транспортной безопасности на большинстве видов транспорта (за исключением метрополитена) осуществляется в полугодичный срок со дня утверждения результатов оценки уязвимости.
В соответствии с Графиком подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных Федеральным законом N 15-ФЗ, утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем 30 января 2015 г. N 502п-П9, акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, предусмотренные статьей 8 Закона о транспортной безопасности должны быть приняты до конца первого полугодия 2015 г.
Таким образом, субъекты транспортной инфраструктуры будут иметь возможность утвердить планы обеспечения транспортной безопасности в течение двух лет, предусмотрев сроки реализации указанных планов в соответствии с разрабатываемыми требованиями.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят субъектам транспортной инфраструктуры и перевозчикам сократить свои производственные издержки на реализацию соответствующих мероприятий до 1 января 2017 г., а также поэтапно реализовать требования по обеспечению транспортной безопасности, равномерно распределить финансовую нагрузку при выполнении мероприятий, предусмотренных соответствующими планами обеспечения транспортной безопасности в части, касающейся оснащения объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (за исключением объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, указанных во втором абзаце проектируемой статьи), в срок до 1 июля 2017 г., оптимизировать свои производственные издержки в неблагоприятных условиях экономического кризиса.
В то же время в условиях сохраняющихся угроз совершения террористических актов перенос вступления в силу требований в области обеспечения транспортной безопасности в полном объеме формирует предпосылки для совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортного комплекса, невостребованность реализованных раннее мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, в том числе в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" не потребует увеличения бюджетных ассигнований и дополнительных материальных затрат.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.