Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 750840-6 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В 2008 году вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), который определил основные принципы государственной политики содействия развитию малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), разграничил компетенцию федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, местных органов исполнительной власти, а также закрепил основные формы государственной поддержки.
Федеральным законом установлены критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к числу микро-, малых и средних предприятий, в том числе требование к структуре уставного (складочного) капитала - так называемый критерий "независимости происхождения". В соответствии с указанным критерием юридическое лицо признается субъектом малого или среднего предпринимательства при его соответствии установленным значениям по размеру выручки от реализации товаров (работ, услуг) и средней численности работников только в том случае, если:
суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, благотворительных и иных фондов, иностранных юридических лиц в уставном (складочном) капитале юридического лица не превышает 25%;
доля участия в уставном (складочном) капитале юридического лица, принадлежащая иным юридическим лицам, не являющимся субъектами МСП, не превышает 25%.
В настоящий момент на территории страны инициирован ряд крупных инвестиционных проектов с участием российских и иностранных инвесторов.
Сформирована инфраструктура поддержки инновационных субъектов МСП, а также система институтов развития, включая ОАО "Российская венчурная компания", "ОАО "Роснано", инновационный центр "Сколково".
Развиваются формы коллективного инвестирования в инновационные проекты.
Реализация инвестиционных или инновационных проектов предполагает учреждение совместных предприятий либо вложение ресурсов в уставный (складочный) капитал действующих предприятий. В то же время при превышении требования к структуре уставного (складочного) капитала такие предприятия теряют статус субъекта МСП и, следовательно, не могут пользоваться предусмотренными в отношении субъектов МСП преференциями, а также принимать участие в реализуемых программах поддержки.
Как следствие, установленное ограничение по структуре капитала субъекта МСП сдерживает рост инвестиций, препятствует формированию технологических цепочек.
Необходимо также отметить, что в соответствии с рекомендациями Комиссии Европейского союза от 6 мая 2003 г., касающимися общеевропейских критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам МСП, ограничения по структуре капитала не распространяются на случаи участия в капитале МСП иностранных юридических лиц.
Учитывая изложенное, а также то, что одним из основных приоритетов Российской Федерации является экономический рост на основе привлечения инвестиций и расширения масштабов инновационной деятельности, законопроектом предлагается:
увеличить порог участия иностранных юридических лиц, а также российских юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, в уставном (складочном) капитале субъектов МСП с 25% до 49%;
наделить статусом субъекта МСП организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", вне зависимости от доли участия в уставном (складочном) капитале таких организаций иных юридических лиц (как иностранных, так и российских);
наделить статусом субъекта МСП юридические лица, доля участия в уставном (складочном) капитале которых включена в состав общего имущества инвестиционного товарищества, образованного в соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе", вне зависимости от размера указанной доли. По данным ФНС России, по состоянию на 1 января 2014 г. в Российской Федерации зарегистрировано:
45719 юридических лиц, суммарная доля в уставном (складочном) капитале которых принадлежит иным юридическим лицам - российским организациям и составляет от 25% до 49%;
4804 юридических лица, суммарная доля в уставном (складочном) капитале которых принадлежит иным юридическим лицам - иностранным организациям и составляет от 25% до 49%.
На 1 ноября 2014 г. количество организаций, являющихся резидентами инновационного центра "Сколково", составляет 1052 единицы.
По данным Росстата и ФНС России, общее количество субъектов МСП, зарегистрированных на 1 января 2014 г., составляет 5,59 млн. единиц.
Таким образом, принятие законопроекта приведет к росту количества субъектов МСП на 1% (в случае если все указанные юридические лица будут соответствовать установленным значениям по размеру выручки от реализации товаров (работ, услуг) и средней численности работников). При этом рост количества субъектов МСП будет сопровождаться увеличением иных показателей, характеризующих сектор МСП, - численности занятых, объема оборота и объема инвестиций в основной капитал на малых и средних предприятиях.
Расширение круга юридических лиц, которые могут участвовать в уставном (складочном) капитале субъектов МСП, поддержано Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", а также Российским союзом промышленников и предпринимателей.
Во исполнение пункта 23 плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. N 98-р (далее - План), законопроектом также предусматривается исключение требования к периодичности установления Правительством Российской Федерации предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов МСП (часть 2 статьи 4 Федерального закона).
Указанная поправка в Федеральный закон позволит Правительству Российской Федерации своевременно принимать решения в отношении предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов МСП в целях учета изменений в экономической конъюнктуре в стране.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" введена в действие новая редакция статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающая понятие государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ.
В связи с этим в законопроекте предусмотрены соответствующие изменения, направленные на приведение положений Федерального закона и Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Одновременно законопроект направлен на приведение в соответствие со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации положений статьи 14 Федерального закона в части оказания финансовой поддержки субъектам МСП, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров.
В целях унификации практики применения положений Федерального закона при принятии федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений об отказе в оказании поддержки субъектам МСП, в отношении которых ранее было принято решение об оказании аналогичной поддержки, в законопроекте уточняется понятие "аналогичная поддержка" (пункт 3 части 5 статьи 14 Федерального закона).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
N п/п |
Федеральный закон, предусматривающий разработку и принятие акта |
Структурная единица федерального закона, предусматривающего разработку и принятие акта |
Норма федерального закона, предусматривающая разработку и принятие акта |
Вид акта |
Предполагаемое наименование проекта акта |
Поручение о разработке проекта акта |
Срок исполнения поручения о разработке проекта акта |
Ответственный федеральный орган исполнительной власти |
Предполагаемый срок принятия акта |
1. |
Федеральный закон "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О защите конкуренции"и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" |
В целях учета изменений в экономической конъюнктуре исключается требование к периодичности установления Правительством предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом Правительство Российской Федерации наделяется правом по принятию решения в отношении указанных предельных значений выручки без учета результатов сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. |
постановление Правительства Российской Федерации |
"О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" |
пункт 23 плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. N 98-р |
апрель 2015 г. |
Минфин России, Минэкономразвития России |
II квартал 2015 г. |
|
2. |
Федеральный закон "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О защите конкуренции"и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" |
В целях приведения постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" в соответствие с новой редакцией статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации уточняется понятие государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ. |
постановление Правительства Российской Федерации |
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" |
|
в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации |
Минэкономразвития России |
III квартал 2015 г. |
|
3. |
Федеральный закон "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" |
В целях приведения постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 664 "О Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока" в соответствие с новой редакцией статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации уточняется понятие государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ. |
постановление Правительства Российской Федерации |
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 664 "О Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока" |
|
в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государстве иной Думой Федерального Собрания Российской Федерации |
Минвостокразвития России |
III квартал 2015 г. |
|
4. |
Федеральный закон "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О защите конкуренции"и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" |
В целях приведения приказа Минэкономразвития России от 14 июля 2011 г. N 343 "Об утверждении формы соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства" в соответствие с новой редакцией статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации уточняется понятие государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ. |
приказ Минэкономразвития России |
"О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 июля 2011 г. N 343 "Об утверждении формы соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства" |
|
в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации |
Минэкономразвития России |
III квартал 2015 г. |
|
5. |
Федеральный закон "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О защите конкуренции"и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" |
В целях приведения приказа Минэкономразвития России от 18 апреля 2011 г. N 176 "Об утверждении перечня, форм и сроков представления документов, необходимых для получения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии" в соответствие с новой редакцией статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации уточняется понятие государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ. |
приказ Минэкономразвития России |
"О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 апреля 2011 г. N 176 "Об утверждении перечня, форм и сроков представления документов, необходимых для получения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии" |
|
в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации |
Минэкономразвития России |
III квартал 2015 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.