Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 752189-6 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона (далее - проект) разработан в целях государственного регулирования вопросов использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиаций в части, касающейся применения беспилотных воздушных судов.
Развитие авиационных, космических и телекоммуникационных технологий привело к появлению и необходимости практического использования беспилотных воздушных судов в различных сферах деятельности.
Достигнутый уровень технологий, прежде всего в области дистанционного пилотирования, поставил перед авиационными властями государств-участников Международной организации гражданской авиации (ИКАО) ряд вопросов технического и организационного характера, связанных с проблемой интеграции беспилотных воздушных судов в воздушное пространство, используемое пилотируемыми воздушными судами с экипажем на борту.
В настоящее время применение беспилотных воздушных судов в Российской Федерации осуществляется посредством установления временного и местного режимов полетов, а также кратковременных разрешений на выполнение полетов в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотных воздушных судов.
Расширяющиеся возможности использования беспилотных воздушных судов в целях обеспечения потребностей экономики, решения задач в областях обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, таможенного дела, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, сфере внутренних дел требуют разработки нормативной правовой базы, учитывающей особенности беспилотных воздушных судов при их использовании в гражданской, государственной и экспериментальной авиации.
Беспилотные воздушные суда по определению являются воздушными судами, на них в значительной мере распространяются существующие нормы и правила. Однако специфика их использования требует разработки и внесения изменений в воздушное законодательство Российской Федерации.
Целью проекта является создание основ для формирования законодательной базы по вопросам использования беспилотных воздушных судов в интересах государственной, экспериментальной и гражданской авиации, сертификации, государственной регистрации, допуска и выполнения полетов, поддержания летной годности, требований к авиационному персоналу, обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, расследования авиационных происшествий.
Проект предусматривает внесение изменений в статьи 8, 32, 33, 34, 36, 53, 56, 57, 58, 59, 67, 84, 88, 89, 96, 132 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Изменения в статью 8 Кодекса предусматривают обязательную сертификацию беспилотных авиационных систем, в состав которых входят беспилотные гражданские воздушные суда.
Статья 32 Кодекса дополняется нормами, устанавливающими понятия "пилотируемое воздушное судно", "беспилотное воздушное судно", "беспилотная авиационная система". Слова "взлетный вес" в статье 32 заменяются принятыми в международной практике и в документах Международной организации гражданской авиации словами "взлетная масса".
Статья 33 Кодекса в редакции, предусмотренной проектом, установит обязательность государственной регистрации беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 килограмм.
Предусмотренная проектом редакция статьи 36 регламентирует допуск к эксплуатации указанных воздушных судов условием обязательного наличия сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам).
Изменения в статьи 53, 56, 57, 58, 59 устанавливают правовые основы допуска к деятельности членов экипажа беспилотного гражданского воздушного судна, конкретизируют состав экипажа беспилотного гражданского воздушного судна, дают определение лица, являющегося командиром беспилотного гражданского воздушного судна.
Статья 56 Кодекса дополняется нормой, устанавливающей понятие "наблюдатель" как название одной из категорий членов экипажа беспилотного гражданского воздушного судна.
В статью 67 Кодекса вносятся изменения, касающиеся требований к документации, которая должна быть на борту беспилотного гражданского воздушного судна. В отношении всех воздушных судов вводится норма, позволяющая в случаях, установленных уполномоченным органом в области гражданской авиации, иметь на борту документацию в электронной форме.
Статья 84 Кодекса дополняется требованием об обеспечении авиационной безопасности посредством исключения возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным авиационным системам.
Изменения, вносимые в статьи 86, 88, 89, устанавливают особенности поиска и спасания беспилотных воздушных судов.
Изменения в статью 96 Кодекса позволят предоставить комиссии по расследованию авиационного происшествия или инцидента полномочия в части обследования наземных средств и оборудования, используемых для управления беспилотных воздушных судов.
Изменения в статью 132 Кодекса уточняет норму об обязательном страховании жизни и здоровья экипажа, распространяя требование данной нормы только на членов экипажа пилотируемого воздушного судна.
Кроме того, проектом реализуются особенности применения в гражданской авиации пилотируемых сверхлегких гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 кг и менее (без учета массы авиационных средств спасания).
По результатам проведения Минэкономразвития России оценки регулирующего воздействия проекта выявлены разногласия, которые были обсуждены на согласительном совещании Минтранса России и Минэкономразвития России.
По итогам совещания не урегулированы разногласия, касающиеся сертификации беспилотных авиационных систем, использования воздушного пространства, регистрации прав на воздушные суда, предотвращения использования беспилотных воздушных судов в противоправных целях, классификации беспилотных воздушных судов по взлетной массе.
По мнению Минтранса России, разногласия по вопросам использования воздушного пространства, сертификации беспилотных авиационных систем, классификации беспилотных воздушных судов по взлетной массе подлежат урегулированию в подзаконных актах: федеральных правилах использования воздушного пространства и авиационных правилах, устанавливающих процедуры сертификации беспилотных авиационных систем.
Вопросы предотвращения использования беспилотных воздушных судов в противоправных целях регулируются положениями главы 11 "Административные правонарушения на транспорте" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и главы 27 "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта" Уголовного кодекса Российской Федерации.
Неурегулированные разногласия Минтранса России и Минэкономразвития России по результатам проведения оценки регулирующего воздействия включены в протокол согласительного совещания.
Реализация проекта потребует последующего внесения изменений в нормативные правовые акты в сфере государственной, гражданской и экспериментальной авиации, в связи с чем статьей 2 проекта предусмотрено вступления федерального закона в силу по истечении трехсот шестидесяти дней после дня его официального опубликования.
При разработке проекта использованы рекомендации ИКАО, изложенные в циркуляре Cir 328 AN/190 "Беспилотные авиационные системы (БАС)", а также стандарты и рекомендуемая практика, реализованные в Приложении 2 "Правила полетов" и Приложении 7 "Национальные и регистрационные знаки воздушных судов" к Конвенции о международной гражданской авиации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов" не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов" потребует:
1. Принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138".
Целью принятия постановления является установление порядка использования воздушного пространства Российской Федерации для полетов беспилотных воздушных судов гражданской, государственной и экспериментальной авиации.
Предметом регулирования постановления является организация и обеспечение безопасности совместного использования воздушного пространства пилотируемыми и беспилотными воздушными судами.
Содержание постановления составят нормы, устанавливающие порядок планирования и координирования использования воздушного пространства Российской Федерации для полетов беспилотных воздушных судов различных видов авиации, организации воздушного движения и действий органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и пользователей воздушного пространства использующих пилотируемые и беспилотные воздушные суда.
Срок - в течение десяти месяцев после принятия федерального закона.
Головной исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти - соисполнители: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации.
2. Принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 670.
Целью принятия и предметом регулирования постановления является установление порядка проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, членов экипажа гражданского беспилотного воздушного судна, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
Содержание постановления составят нормы, определяющие порядок проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, членов экипажа гражданского беспилотного воздушного судна, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
Срок - в течение десяти месяцев после принятия федерального закона.
Головной исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти - соисполнители: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации.
3. Издания приказа Министерства транспорта Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 147".
Целью издания и предметом регулирования приказа является введение требований к членам экипажа беспилотного воздушного судна
Предметом регулирования и содержанием приказа являются требования, предъявляемые к лицам, претендующим на получение свидетельств членов экипажа беспилотного воздушного судна.
Срок - в течение двенадцати месяцев после принятия федерального закона.
Головной исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти - соисполнители: Министерство экономического развития Российской Федерации.
4. Издания приказа Министерства транспорта Российской Федерации "О введении в действие авиационных правил по нормированию летной годности и процедурам сертификации беспилотных воздушных судов, беспилотных авиационных систем и их компонентов, в том числе наземных технических средств и оборудования, используемых для выполнения полета беспилотного воздушного судна".
Целью издания приказа является введение норм летной годности и процедур сертификации беспилотных воздушных судов и беспилотных авиационных систем.
Предметом регулирования приказа являются требования к характеристикам беспилотных авиационных систем, конструкции беспилотных воздушных судов, а также требования к организациям, осуществляющим их разработку.
Содержание приказа составят нормы летной годности беспилотных воздушных судов, требования к характеристикам беспилотных авиационных систем и их разработчикам и процедуры, определяющие порядок подтверждения соответствия беспилотного воздушного судна, беспилотной авиационной системы указанным нормам и требованиям.
Срок - в течение двенадцати месяцев после принятия федерального закона.
Головной исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти - соисполнители: Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
5. Издания приказа Министерства транспорта Российской Федерации "О внесении изменений в Правила подготовки и выполнения полетов в гражданской авиации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128".
Достигнутый к настоящему времени уровень технологий авиастроения позволяет создавать малоразмерные беспилотные воздушные суда, размеры которых не позволяют размещать на борту воздушного судна бумажные экземпляры документов, обязательность наличия которых на воздушном судне предусмотрена воздушным законодательством Российской Федерации, а также использовать беспилотные воздушные суда для выполнения видов авиационных работ, не предусмотренных перечнем видов работ, установленным пунктом 6.2 Правил подготовки и выполнения полетов в гражданской авиации Российской Федерации.
Целями разработки и издания приказа являются:
расширение перечня видов авиационных работ, установленного пунктом 6.2 Правил подготовки и выполнения полетов в гражданской авиации Российской Федерации, в части введения работ, выполняемых беспилотными воздушными судами;
установление порядка использования на борту гражданского воздушного судна технических устройств (носителей) с электронными версиями указанных документов.
Предметом регулирования приказа является установление видов выполняемых беспилотными воздушными судами авиационных работ и требований к установке на борту воздушного судна оборудования для ввода, хранения и считывания электронных документов.
Содержание приказа составят нормы, устанавливающие случаи, когда на борту воздушного судна вместо бумажных документов необходимо размещать технические устройства, обеспечивающие ввод, хранение и считывание их электронных версий.
Срок - в течение шести месяцев после принятия федерального закона.
Головной исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти - соисполнители: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации.
6. Издания приказа Министерства транспорта Российской Федерации "О внесении изменений в Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. N 457".
Размеры некоторых существующих малых беспилотных воздушных судов не позволяют наносить на их поверхность государственные и регистрационные опознавательные знаки в порядке, установленном указанным приказом Минтранса России.
Целью издания приказа является определение порядка обозначения (идентификации, маркировки) воздушных судов в случаях их малых размеров.
Предметом регулирования приказа является порядок обозначения воздушных судов в случаях их малых размеров.
Содержание приказа составят нормы, устанавливающие порядок применения альтернативных способов обозначения (идентификации, маркировки) в условиях, когда размеры воздушного судна не позволяют нанести на его поверхность государственные и регистрационные опознавательные знаки, а также перечень условий, при которых применяются альтернативные обозначения.
Срок - в течение шести месяцев после принятия федерального закона.
Головной исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти - соисполнители: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации.
7. Издания приказа Министерства транспорта Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 февраля 2003 г. N 11, и в Федеральные авиационные правила "Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 249".
Летно-технические характеристики современных и перспективных беспилотных воздушных судов позволяют использовать их для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ.
При этом существующая нормативная правовая база не содержит норм, регулирующих вопросы деятельности эксплуатантов, использующих беспилотные воздушные суда в целях коммерческой гражданской авиации.
Целью издания приказа является включение в воздушное законодательство процедур сертификации эксплуатантов беспилотных воздушных судов коммерческой гражданской авиации.
Предметом регулирования приказа будет порядок сертификации эксплуатантов беспилотных воздушных судов коммерческой гражданской авиации.
Содержание приказа составят нормы, устанавливающие сертификационные требования к эксплуатантам беспилотных воздушных судов коммерческой гражданской авиации и порядок проведения сертификации указанных эксплуатантов.
Срок - в течение десяти месяцев после принятия федерального закона.
Головной исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти - соисполнители: Министерство экономического развития Российской Федерации.
8. Издания приказа Министерства транспорта Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральные авиационные правила "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 мая 2003 г. N 132, и в Федеральные авиационные правила "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. N 118".
Перечисленные федеральные авиационные правила не содержат процедур выдачи сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) беспилотного воздушного судна.
Целью издания приказа является включение в воздушное законодательство процедур инспектирования беспилотных воздушных судов с целью оценки их летной годности и выдачи сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) беспилотного воздушного судна.
Предметом регулирования приказа будет порядок инспектирования беспилотных воздушных судов с целью оценки их летной годности.
Содержание приказа составят нормы, устанавливающие порядок инспектирования беспилотных воздушных судов с целью оценки их летно годности и выдачи сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) беспилотного воздушного судна.
Срок - в течение десяти месяцев после принятия федерального закона.
Головной исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти - соисполнители: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.