Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 752376-6 "О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан во исполнение поручения, данного на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 8 июля 2014 г. (протокол N 39, пункт 4 раздела I), о совершенствовании механизма использования средств материнского (семейного) капитала, направляемых на уплату первоначального взноса при получении кредита на приобретение или строительство жилья.
Согласно действующим нормам Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" обладатель государственного сертификата на материнский (семейный) капитал может направить соответствующие средства на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) на строительство или приобретение жилья, не дожидаясь достижения трехлетнего возраста ребенком, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а на оплату первоначального взноса при получении кредита или займа - не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) этого ребенка.
Как показывает практика реализации указанного Федерального закона, использование средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий является наиболее востребованным из всех предусмотренных направлений.
Так, в 2009 - 2014 годах в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлениями о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала обратились более 3 млн. семей, в том числе 2,88 млн. семей - на улучшение жилищных условий. Из них более 1,89 млн. семей направили данные средства на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, полученным на приобретение или строительство жилья.
При этом на уплату первоначального взноса при получении кредита (займа) на строительство или приобретение жилого помещения использовали данные средства 424 семьи.
В настоящее время решение жилищного вопроса для семей с детьми является острой проблемой с учетом того, что рождение детей автоматически ухудшает жилищную обеспеченность семьи. При этом семья испытывает трудности в связи с отсутствием достаточных средств для приобретения или строительства собственного жилья.
Законопроектом предусматривается установление возможности использовать средства материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса по кредиту (займу), не дожидаясь достижения трехлетнего возраста ребенком, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - законопроект) предусматривается установление возможности использовать средства материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса по кредиту (займу) на строительство или приобретение жилья, не дожидаясь достижения трехлетнего возраста ребенком, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, за период реализации указанного Федерального закона численность граждан, которые обращаются с заявлениями о направлении средств материнского (семейного) капитала на уплату основного долга и процентов по кредиту (займу) на строительство или приобретение жилья, составляет ежегодно порядка 60% от общего числа граждан, обратившихся с заявлениями о распоряжении данными средствами, и остается практически неизменной (в 2012 году - 59%, в 2013 году - 61%, в 2014 году - 62%).
Применение единого механизма использования средств материнского (семейного) капитала (без ограничения срока обращения) для уплаты первоначального взноса и для погашения основного долга и уплаты процентов по кредиту (займу) на строительство или приобретение жилья не изменит общего количества обращений по данному направлению использования указанных средств.
Реализация законопроекта может привести к увеличению количества заявлений об использовании средств материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса при получении кредита (займа) на строительство или приобретение жилья и одновременно к сокращению количества заявлений об использовании данных средств на погашение основного долга и уплату процентов по такому кредиту (займу).
Таким образом, реализация законопроекта не повлечет за собой увеличения в целом количества обращений в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлениями об использовании средств материнского (семейного) на улучшение жилищных условий и вместе с тем позволит семьям с детьми, у которых отсутствуют средства на уплату первоначального взноса при получении кредита, в том числе ипотечного, получить возможность в более ранние сроки приобрести собственное жилье.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона мО внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" потребует внесения изменений:
в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862, в части приведения их в соответствие с принятым Федеральным законом.
Ответственный исполнитель - Минстрой России, соисполнители - Минтруд России, Минфин России, Минэкономразвития России.
Ориентировочный срок принятия соответствующего постановления Правительства Российской Федерации - декабрь 2015 г.;
в Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2008 г. N 779н, в части приведения их в соответствие с принятым Федеральным законом.
Исполнитель - Минтруд России.
Ориентировочный срок принятия соответствующего приказа Минтруда России - декабрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.