Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 621693-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части предоставления налоговых льгот организациям, осуществляющим социальное обслуживание граждан),
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 621693-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Как отмечается в пояснительной записке, законопроект подготовлен в рамках реализации государственной программы "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296, и направлен на создание благоприятных налоговых условий для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан.
Законопроектом предлагается уточнение терминологии абзаца первого подпункта 14.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях освобождения от налога на добавленную стоимость реализации услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.
Согласно действующей редакции освобождение от НДС услуг по социальному обслуживанию требует признания лиц, которым оказываются эти услуги, находящимися в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" понятие получателя социальных услуг не предусматривает зависимость предоставления гражданину социальных услуг от его нахождения в трудной жизненной ситуации.
Законопроектом также предусмотрена возможность применения организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, нулевой ставки налога на прибыль организаций при соблюдении ряда условий, определяемых проектируемой статьей 284.4 Кодекса.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что перечень социальных услуг, при предоставлении которых организации получат право на применение нулевой ставки по налогу, в настоящее время отсутствует. В связи с этим реально оценить размер выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в результате реализации предлагаемых законопроектом мер не представляется возможным.
Следует отметить, что в качестве одного из условий предоставления организации, осуществляющей социальное обслуживание граждан, права применения налоговой ставки 0 процентов является наличие в ее штате в течение налогового периода работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование по специальности или направлению подготовки в области социальной работы, численность которых составляет не менее 30 процентов общей численности работников. При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" установлены следующие виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, социально-трудовые услуги, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала их получателей, имеющих ограничения жизнедеятельности. Таким образом, оказание перечисленных выше услуг требует привлечения, помимо специалистов в области социальной работы, также работников, имеющих соответствующее образование по специальности или направлению подготовки в области медицины, психологии, педагогики, юриспруденции, трудовых отношений. В связи с этим представляется целесообразным при подготовке законопроекта ко второму чтению обсудить вопрос о целесообразности расширения перечня специальностей, учитываемых при определении права организации на применение нулевой ставки, либо об исключении указанного выше условия использования льготы.
В связи с тем, что предлагаемые изменения затрагивают лишь часть вторую Кодекса, наименование законопроекта требует уточнения.
Учитывая, что принятие законопроекта будет способствовать развитию сферы социального обслуживания и социальных услуг, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 621693-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" при условии его доработки ко второму чтению с учетом изложенных в настоящем заключении замечаний.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.