Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 630463-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(в части создания единого реестра проверок),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 630463-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части создания единого реестра проверок), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с целью создания единого реестра контрольно-надзорных проверок, представляющего собой федеральную государственную информационную систему.
Законопроектом устанавливаются основные подходы к созданию и ведению единого реестра проверок. Предусматривается, что единый реестр проверок будет содержать информацию об основаниях, сроках и результатах проведения контрольно-надзорных проверок, а также сведения о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Предполагается, что правила формирования и ведения единого реестра проверок будут утверждаться Правительством Российской Федерации, оператором этого реестра определяется Генеральная Прокуратура Российской Федерации.
Создание единого реестра проверок, безусловно, является положительным шагом в направлении дебюрокретизации государственного (муниципального) управления, снижения административного давления и защищенности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Открытый доступ к информации, содержащейся в реестре, обеспечит прозрачность осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и будет способствовать повышению его эффективности.
Так, пунктом 2 ст. 1 законопроекта предлагается дополнить Федеральный закон N 294-ФЗ новой статьей 13.2 "Единый реестр проверок".
Комитет считает, что при формировании единого реестра проверок целесообразно рассмотреть возможность использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Данное взаимодействие позволит сократить время и объем, предоставляемых юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) сведений, а также будет способствовать оптимизации деятельности контрольно-надзорных органов.
Кроме этого, положения новой статьи нуждаются в уточнении. В частности, требуется уточнить с какого момента информация, размещенная в реестре, влечет для проверяемого лица юридически значимые последствия. Что считается днем (моментом) начала проведения проверки, Допускается ли проведение проверки без внесения установленной информации в реестр, а также может ли проводиться проверка до присвоения ей учетного номера и каковы наступают последствия в этих случаях.
Пунктом 4 ч. 2 новой статьи 13.2 предусматривается, что Правительством Российской Федерации будут определяться состав и правила предоставления государственным органам и органам местного самоуправления информации из единого реестра проверок.
Вместе с тем, в законопроекте не содержится положений о возможности, допустимости и условиях получения из, являющегося информационной системой, единого реестра проверок каких-либо сведений иными лицами. Открытым остается также вопрос о том, будет ли оператор системы предоставлять выписки из реестра, если будет, то кому и в каких случаях, а также смогут ли сведения, полученные из данного реестра, приниматься в качестве доказательств и использоваться в судах.
В правилах формирования и ведения реестра, помимо состава информации о проверке, сроках и порядка ее включения, целесообразно указать порядок и сроки внесения исправлений и исключения из реестра информации. Это обусловлено необходимостью защиты прав и деловой репутации проверяемого лица, например, в случае, если существуют разногласия и результат проверки им оспаривается.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает проект федерального закона N 630463-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части создания единого реестра проверок), внесенный Правительством Российской Федерации, и с учетом его доработки предлагает принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.