Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 652159-6 "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков",
внесенный депутатами Государственной Думы Н.В. Бурыкиной, Б.С. Кашиным, А.Г. Аксаковым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона предусматриваются положения о порядке создания саморегулируемых организаций лицами, осуществляющими указанные в части 1 статьи 3 проекта виды деятельности в сфере финансового рынка, и о порядке деятельности таких саморегулируемых организаций (саморегулируемые организации в сфере финансовых рынков). В связи с этим положения проекта требуют внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах", в которых предусмотрены иные правила создания саморегулируемых организаций в соответствующих сферах деятельности финансовых организаций и осуществления этими саморегулируемыми организациями своей деятельности, в том числе по вопросам об обязательности вступления в саморегулируемую организацию, о порядке приобретения статуса саморегулируемой организации, об осуществляемых ею функциях и полномочиях, утверждаемых стандартах. При этом обращаем внимание, что в Федеральном законе от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" предусмотрено создание саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, а не самих сельскохозяйственных кооперативов.
Согласно части 5 статьи 32 проекта "деятельность саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов регулируется Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", за исключением положений, указанных в настоящей статье". При этом в данной статье указано, что на деятельность саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов распространяются требования предлагаемого федерального закона в части осуществления саморегулируемыми организациями прав и обязанностей. Полагаем, что из указанной формулировки сложно определить, в какой части положения проекта распространяются на саморегулируемые организации кредитных потребительских кооперативов, обращаем внимание на различие многих положений о порядке деятельности саморегулируемых организаций, предусмотренных проектом и указанным Федеральным законом, например, о праве саморегулируемой организации осуществлять контроль за соблюдением ее членами требований законодательства Российской Федерации в сфере кредитной кооперации и нормативных актов Банка России, о порядке осуществления плановых и внеплановых проверок.
В части 4 статьи 32 проекта требует уточнения указание о том, что требования предлагаемого федерального закона не распространяются на профессиональные объединения страховщиков, деятельность которых регулируется федеральными законами о соответствующих видах обязательного страхования гражданской ответственности, учитывая, что такие объединения не осуществляют виды деятельности, указанные в части 1 статьи 3 проекта (не являются финансовыми организациями).
В соответствии с частью 4 статьи 32 проекта право на создание саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, предусмотренное частью 1 статьи 3 проекта, не распространяется на создание саморегулируемых организаций страховщиков, осуществляющих один из видов обязательного страхования гражданской ответственности. Данное положение также требует уточнения, в том числе с учетом того, что положениями частей 1-4 статьи 3 проекта предусмотрена возможность создания саморегулируемой организации только в отношении всех страховых организаций в целом.
Требует уточнения значение положения части 2 статьи 2 проекта, согласно которому к целям деятельности саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка относится "реализация экономической инициативы членов саморегулируемой организации".
Положение части 7 статьи 5 проекта о том, что утвержденные саморегулируемой организацией базовые стандарты становятся обязательными для исполнения всеми финансовыми организациями соответствующего вида, вне зависимости от их членства в саморегулируемой организации, требует соотнесения с положением части 1 статьи 8 проекта, согласно которому членство финансовых организаций в саморегулируемых организациях, вид которых соответствует видам деятельности, осуществляемым такими финансовыми организациями, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида.
В части 3 статьи 8 проекта положение о сроках вступления финансовой организации в саморегулируемую организацию следует предусмотреть также и в отношении того случая, когда финансовая организация создается уже после создания соответствующей саморегулируемой организации.
В пункте 4 части 1 статьи 10 проекта необходимо уточнить, что речь идет о случаях, когда финансовая организация реорганизуется путем присоединения к ней другой финансовой организации, а не наоборот, поскольку присоединяемая организация прекращает свою деятельность (см. Гражданский кодекс Российской Федерации). Учитывая положение пункта 4 части 1 статьи 10 проекта, в пункте 4 части 2 данной статьи следует исключить указание о реорганизации в форме слияния.
В части 3 статьи 10 проекта следует учесть положения пункта 3 статьи 50 и пункта 1 статьи 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым саморегулируемые организации создаются только в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов) и, соответственно, не могут быть реорганизованы путем преобразования. Также в данном положении проекта следует учесть, что в результате реорганизации юридических лиц в форме присоединения какие-либо новые юридические лица не создаются.
По нашему мнению, положение пункта 1 части 4 статьи 10 проекта нуждается в доработке, поскольку однократное незначительное нарушение членом саморегулируемой организации требований стандартов саморегулируемой организации и иных внутренних документов саморегулируемой организации вряд ли должно быть безусловным основанием для исключения его из членов саморегулируемой организации.
Положения пункта 2 части 5 статьи 10 и части 2 статьи 11 проекта требуют взаимного согласования по вопросу о сроке направления в Банк России указанной в них информации.
В соответствии со статьей 7 проекта Банк России на основании обращения саморегулируемой организации вправе передать полномочия по надзору за соблюдением членами саморегулируемой организации требований федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере финансового рынка, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России. При этом частью 4 статьи 7 проекта определено, что предоставление саморегулируемой организации права такого надзора не влечет невозможность осуществления указанных полномочий Банком России. В связи с этим в положениях статьи 28 проекта представляется необходимым более четко определить порядок взаимодействия саморегулируемой организации с Банком России в случае передачи им саморегулируемой организации указанных полномочий.
В части 1 статьи 13 проекта следует уточнить, что саморегулируемая организация осуществляет контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в сфере финансового рынка только в случае передачи ей таких полномочий в соответствии с положениями статьи 7 проекта. Аналогичное замечание относится к положениям пункта 1 части 1 статьи 6, части 2 статьи 16, пункта 1 части 1 статьи 23 проекта.
В части 1 статьи 18 нуждается в уточнении значение положения о том, что "саморегулируемая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение целей деятельности саморегулируемой организации".
В части 3 статьи 3 проекта требует уточнения формулировка "под видом саморегулируемой организации понимается статус саморегулируемой организации, приобретенный в отношении соответствующего вида деятельности финансовой организации". В пункте 7 части 1 статьи 12, части 3 статьи 17, пункте 8 части 3 статьи 20 проекта понятия "бухгалтерская отчетность", "финансовая (бухгалтерская) отчетность" следует заменить понятием "бухгалтерская (финансовая) отчетность" (приведение в соответствие с терминологией, используемой в Федеральном законе от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.