Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 662902-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Тарнавским и А.А. Ищенко
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается ввести процедуру признания нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной организации, представляющей угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц путем внесения изменений в Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Уголовный кодекс Российской Федерации.
По статье 2 законопроекта, предусматривающей внесение изменение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), обращаем внимание на следующее.
Поскольку в новой статье 20.33 Кодекса (статья 2 проекта) более высокие размеры административных штрафов предусмотрены только для граждан, в части 1 статьи 3.5 Кодекса данную статью достаточно указать в той части, где перечислены статьи и части статей, предусматривающие для граждан размеры административных штрафов до пятидесяти тысяч рублей.
В наименовании новой статьи 20.33 Кодекса и части 1 данной статьи указаны, соответственно, незаконная организация деятельности и организация деятельности. Однако в новой статье 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) (статья 1 проекта) содержится перечень последствий признания нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной организации, предусматривающий значительное количество ограничений. Однако не указано, что признание нежелательной указанной организации влечет запрет ее деятельности. Также не указаны какие-либо исключения из перечисленных запретов.
В зависимости от доработки положений Федерального закона состав административного правонарушения в статье 20.33 Кодекса должен быть изложен либо как "организация деятельности", если признание нежелательности является, по сути, запретом данной деятельности, либо как "незаконная организация деятельности", если какие-либо действия иностранной или международной организации могут быть правомерными. Кроме того, из проектируемых положений Федерального закона неясно, что может составлять "незаконную организацию деятельности". По нашему мнению, обоснованно в диспозиции части 1 данной статьи Кодекса перечислить действия, за которые будет наступать административная ответственность.
Кроме того, следует учитывать, что согласно пункту 3 статьи 1.3 Кодекса административная ответственность устанавливается по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу этого положения установление административной ответственности за действия, указанные в части 2 проектируемой статьи 20.33 Кодекса правомерно только в случае наличия в Федеральном законе такого запрета.
Из проектируемых изменений в статью 3.5 Кодекса следует, что субъектами административной ответственности в части 1 статьи 20.33 являются граждане, должностные и юридические лица. Соответственно, в санкции данной части следует указать все перечисленные субъекты с указанием размеров административных штрафов.
Также в проекте не определено, кто будет возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.33 Кодекса.
Согласно статьи 3 законопроекта предлагается дополнить статью 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" новым подпунктом 9, в соответствии с которым въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства участвуют в деятельности иностранной или международной организации, в отношении которой принято решение о нежелательности ее деятельности на территории Российской Федерации. В проектируемой норме, по нашему мнению, следует раскрыть термин "участвуют", определив формы такого участия.
Статьей 4 проекта федерального закона предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 284.1 "Организация деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной организации, в отношении которой принято решение о нежелательности ее деятельности на территории Российской Федерации". Однако подследственность преступлений, предусмотренных этой статьей, не определена, в связи с чем потребуется внесение соответствующих изменений в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель начальника управления |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.