Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 662902-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (об уточнении отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации),
внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Тарнавским и А.А. Ищенко
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, рассмотрев проект федерального закона N 662902-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (об уточнении отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Тарнавским, А.А. Ищенко, отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации"), Кодекс об административных правонарушениях (далее - КоАП), Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", Уголовный кодекс Российской Федерации.
Как следует из пояснительной записки, законопроектом предлагается "ввести процедуру признания нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной организации".
Комитет отмечает, что совершенствование правового и организационного обеспечения системы профилактики экстремизма и терроризма является одной из приоритетных задач в сфере укрепления системы национальной безопасности.
Между тем положения законопроекта содержат ряд замечаний правового и юридико-технического характера.
В частности, законопроектом предусматривается дополнение Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" статьей 3.1, согласно которой деятельность иностранной или международной организации, представляющая угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой законопроекта признание нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной организации влечет, в частности, наступление установленных законодательством Российской Федерации последствий включения организации в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
В случае законодательного закрепления подобного подхода потребуется внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Кроме того, согласно части второй статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" в случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо ее региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, в том числе создающей реальную угрозу причинения вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.
В этой связи представляется целесообразным предусмотреть дополнительные критерии разграничения экстремистской деятельности и деятельности, осуществление которой нежелательно на территории Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции полагает, что законопроект может быть рассмотрен и требует доработки.
Председатель Комитета |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.