Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 753660-6 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц"
Досье на проект федерального закона
Законопроект создает условия, стимулирующие направление прибыли предприятий не на личное обогащение владельцев предприятий, а на развитие этих предприятий. Законопроект направлен на снижение социального неравенства, с целью создания гармоничного социально-экономического положения в стране, которое, с одной стороны, стимулирует экономическую активность граждан, с другой, повышает платежеспособность широких слоев населения, что является необходимым условием развития экономики.
В рамках реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 2585-р утвержден "План мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы", в котором Министерству финансов Российской Федерации и Министерству труда Российской Федерации предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности возврата к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц.
Законопроектом предлагается ввести прогрессивную шкалу налогообложения по доходам, превышающим в год на одного человека 24 миллиона рублей. Законопроект вносит соответствующие изменения в пункт 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ и вводит прогрессивную шкалу налогообложения по доходам граждан, превысивших с начала года 24 миллиона рублей.
Законопроект предусматривает введение следующих ставок налога в отношении доходов, облагаемых НДФЛ в порядке, указанном в пункте 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ:
- по доходам до 24 миллионов рублей включительно - 13 процентов;
- по доходам свыше 24 миллионов рублей, но не более 100 миллионов рублей - 25 процентов;
- по доходам свыше 100 миллионов рублей, но не более 200 миллионов рублей - 35 процента;
- по доходам свыше 200 миллионов рублей - 50 процентов"
Учитывая указанные пороги применения прогрессивных ставок налогообложения, законопроект затрагивает минимальное число лиц, но именно тех, на кого приходится большая доля доходов трудоспособного населения нашей страны. Например, по данным УФНС по г. Москве за 2013 год, доходы, превышающие 24 млн. рублей в год, задекларировали около 2 800 человек. При этом сумма их доходов превысила 484 млрд. рублей. В том числе, доходы от 24-х до 100 млн. рублей получили 2100 человек. Сумма их доходов составила 72 млрд. рублей. Доходы от 100 до 200 млн. рублей получили 347 человек. Сумма их доходов - 51 млрд. рублей. И доходы, превышающие 200 млн. рублей задекларировали 320 человек. Сумма доходов - 361 млрд. рублей.
В тоже время высокий порог дохода, с которого начинается прогрессия дает стимул для развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивает возможность финансовой независимости выдающимся деятелям научного, технического сообщества, изобретателям, разработчикам современных информационных технологий, программного обеспечения.
Концепция закона и ставки соответствуют опыту практически всех развитых стран. Так во Франции доходы, превышающие 1 млн. евро в год, облагаются налогом по ставке 75%. В Германии доходы, превышающие 250 тыс. евро в год, облагаются по ставке 45%. В Великобритании доходы, превышающие 150 тыс. фунтов стерлингов в год, облагаются по ставке 45%.
Также высоки предельные ставки и в других европейских странах. В Израиле - 57,0%, в Швеции - 56,6%, в Бельгии - 53,7%, в Дании - 52,2%, в Нидерландах - 52,0%.
Для достижения указанных целей налоговая политика должна основываться на принципе социальной справедливости и стимулировать инвестиции в развитие экономики и создание рабочих мест.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.