Заключение Комитета Государственной Думы по вопросам собственности
от 9 декабря 2014 г. N 3.9-78/3
по проекту федерального закона N 636191-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ", - внесен Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел указанный законопроект и по его существу отмечает следующее.
В настоящее время хозяйственные общества (акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью) должны иметь круглую печать, содержащую полное фирменное наименование хозяйственного общества на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации (пункт 7 статьи 2 Федерального закона "Об акционерных обществах", пункт 5 статьи 2 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Законопроект отменяет для указанных хозяйственных обществ обязанность иметь круглую печать. Законопроектом предлагается установить, что акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать.
Кроме того, законопроект устанавливает случаи, когда при оформлении хозяйственным обществом документов не требуется их заверение печатью, если хозяйственное общество не имеет печати. С этой целью законопроект вносит соответствующие изменения в отдельные положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, федеральные законы "О рынке ценных бумаг", "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "О приватизации государственного и муниципального имущества", "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комитет отмечает, что законопроект не направлен на запрет круглой печати как инструмента бумажного документооборота вообще, а лишь создает предпосылки для постепенного отказа от круглой печати в пользу современных способов идентификации. При отмене обязанности хозяйственного общества иметь печать, право иметь и использовать круглую печать сохраняется.
По мнению Комитета, законопроект будет способствовать приближению экономики России к мировым стандартам ведения бизнеса, а также приведет к некоторому сокращению затрат времени и денежных средств при создании новых хозяйственных обществ. Это должно положительно отразиться на положении нашей страны в рейтинге легкости ведения бизнеса и, в свою очередь, будет способствовать созданию позитивного инвестиционного имиджа государства. Необходимость постепенного отказа от использования печати в деловом обороте обуславливается в том числе и мировой практикой, поскольку в настоящее время единственными странами в СНГ и Европе, законодательство которых требует обязательного наличия печатей, остаются Россия и Азербайджан. Кроме того, при современном развитии техники наличие оттиска печати на документе само по себе не гарантирует подлинности документа. Постепенный отказ от использования печатей будет способствовать внедрению в деловой оборот более современных и надежных способов идентификации, в том числе электронной подписи.
Поддерживая в целом концепцию законопроекта в части отмены обязательности для хозяйственных обществ иметь печать, Комитет вместе с тем отмечает отдельные недостатки законопроекта.
Так, устанавливаемые законопроектом случаи, когда при оформлении хозяйственным обществом документов не требуется их заверение печатью, не связаны единой логикой и недостаточно обоснованы. Кроме того, для указанных случаев законопроектом не предусматривается возможность заверения документов иными способами, например, электронной подписью, что может привести к снижению защищенности документов. Данное замечание в первую очередь относится к изменения, вносимым в Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Трудовой кодекс РФ. Также вносимые законопроектом изменения создают внутренние противоречия в действующих федеральных законах. Так, положения статьи 5 проекта закона, вносящие изменения в абзац 14 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", вступают в противоречие с положениями подпункта 7 пункта 9 указанной статьи, а положения статьи 9 законопроекта вступают в противоречие с положениями статей 142 и 167 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Также, с целью недопущения возможных злоупотреблений представляется целесообразным предусмотреть в законопроекте норму, в соответствии в которой сведения о наличии или отсутствии печати хозяйственного общества должны содержаться в уставе такого общества.
Таким образом, положения законопроекта нуждаются в серьезной доработке. Вместе с тем, имеющиеся замечания не носят концептуального характера и могут быть учтены после принятия законопроекта в первом чтении.
Исходя из изложенного выше, Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.