Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 574346-6 "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации" (об уточнении категории лиц, имеющих право быть усыновителями, опекунами (попечителями)),
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 574346-6 "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации" (об уточнении категории лиц, имеющих право быть усыновителями, опекунами (попечителями)), внесенный Правительством Российской Федерации.
1. Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) и установить запрет на право быть усыновителями, опекунами (попечителями) трех категорий лиц:
1) лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость либо имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, относящиеся к категориям тяжких или особо тяжких преступлений, а также преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности независимо от степени их тяжести;
2) лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость либо подвергающихся уголовному преследованию за преступления небольшой или средней тяжести из перечня вышеназванных преступлений (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы);
3) лиц, имевших судимость либо подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, относящихся к категориям преступлений небольшой или средней тяжести, в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого. При вынесении судом такого решения (с целью определения возможности обеспечить усыновляемому ребёнку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие без риска для жизни и здоровья ребёнка) должно учитываться следующее:
- обстоятельства деяния, за которое лицо подвергалось уголовному преследованию;
- срок, прошедший с момента его совершения;
- форма вины;
- обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение лица после совершения деяния;
- иные обстоятельства.
Аналогичные изменения предложены законопроектом и по отношению к установлению над ребёнком опеки или попечительства.
2. В действующей редакции статей 127 и 146 СК РФ в качестве оснований препятствующих усыновлению, опеки (попечительству) установлены следующие виды преступлений: против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.
В настоящее время не могут усыновить, принять под опеку (попечительство) лица: имеющие судимость, имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основания) за указанные виды преступлений. Кроме того, еще одним препятствующим основанием является - наличие неснятой или непогашенной судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления.
Следует подчеркнуть, что действующая редакция статей 127 и 146 СК РФ является результатом процесса длительного согласования и доработки проекта федерального закона N 231582-5 "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации", внесенного группой депутатов Государственной Думы пятого созыва.
3. Конституционный Суд Российской Федерации 31.01.2014 года постановил (Постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2014 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности абзаца десятого пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А.Аникеева") признать абзац десятый пункта 1 статьи 127 СК РФ не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (часть 2), 19 (часть 1), 38 (части 1 и 2), 46 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой предусмотренный им запрет на усыновление детей распространяется на лиц, имевших судимость за указанные в данном законоположении преступления (за исключением относящихся к категориям тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности независимо от степени тяжести), либо лиц, уголовное преследование в отношении которых в связи с преступлениями, не относящимися к категориям тяжких и особо тяжких, а также преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности, было прекращено по нереабилитирующим основаниям. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что действующая норма носит жесткий характер. Суд при принятии решения об усыновлении лицом, совершившим преступление небольшой или средней тяжести, лишен возможности учитывать обстоятельства совершенного преступления, срок, прошедший с момента его совершения, форму вины, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, а также иные существенные для дела обстоятельства.
Предложенные в законопроект изменения направлены на реализацию положений указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
4. Поддерживая в целом концепцию законопроекта, Комитет отмечает следующее:
4.1. В отличие от действующей редакции пункта 1 статьи 127 СК РФ, редакция, содержащаяся в законопроекте сужает круг обстоятельств, препятствующих лицу стать усыновителем. В частности, если законопроект будет принят в данной редакции право усыновления приобретут лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления небольшой или средней тяжести против общественной нравственности такие как: получение сексуальных услуг несовершеннолетнего в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет лицом (ст. 240.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)), распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних либо вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции (часть 2 статьи 242 УК РФ). Аналогичное замечание применительно и к проектируемому положению абзаца третьего пункта 1 статьи 146 СК РФ.
4.2. Абзац пятый подпункта "а" пункта 1 законопроекта противоречит абзацу третьему того же подпункта. Абзац третий содержит категорический запрет на усыновление ребёнка лицом, совершившим преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности независимо от степени их тяжести. При этом не имеет значения снята или не снята, погашена или не погашена судимость, подвергается в настоящее время уголовному преследованию или подвергался ранее. В то время как абзац пятый допускает усыновление ребёнка лицами, совершившими преступления небольшой или средней тяжести из числа, указанных в абзаце третьем, если судимость у этих лиц погашена либо снята и в настоящий момент это лицо не подвергается уголовному преследованию за такие преступления.
Остается неясным такого рода допущения распространяются на все преступления, указанные в абзаце третьем, включая преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности или на все, кроме преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности? Во всяком случае такого рода двусмысленность, если она сохранится в законе приведет к тому, что усыновителями могут стать лица, ранее судимые, но судимость снята или погашена, имевшие неснятую или непогашенную судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию в прошлом за такие преступления как половое сношение с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (часть 1 статьи 134 УК РФ), мужеложство или лесбиянство с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста (часть 2 статьи 134 УК РФ)), если они относятся к категории небольшой или средней тяжести.
Указанное внутреннее противоречие может привести к снижению степени защиты детей и представлять опасность для их жизни и здоровья.
Необходимо учитывать, что сексуальные преступления против несовершеннолетних (педофилия) являются одной из наиболее опасных и тяжких по своим последствиям форм антисоциального преступного (нередко агрессивно-насильственного) сексуального поведения (педофильное поведение). Склонность совершения преступлений сексуального характера в отношении детей - это одна из форм расстройств сексуального влечения (предпочтения), которая с годами не уходит.
4.3. Законопроектом предлагается наделить суд полномочием разрешать усыновление лицами имеющими судимость, либо подвергавшихся уголовном преследованию за преступления небольшой и средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности. Такое решение суд принимает в случае, если признает лицо не представляющим опасности для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого. По мнению Комитета это полномочие суда не должно распространяться на такие преступления как: получение сексуальных услуг несовершеннолетнего в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет (статья 240.1 УК РФ); распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних либо вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции (часть 2 статьи 242 УК РФ).
4.4. Полагаем возможным согласиться с замечанием Правового Управления Государственной Думы о том, что из проектируемых редакций абзаца десятого пункта 1 статьи 127 и абзаца третьего пункта 1 статьи 146 СК РФ упоминание в скобках о клевете необходимо исключить. Так как в данных проектируемых нормах речь идет о преступлениях, относящихся к категориям тяжких и особо тяжких, а клевета относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Однако указанные замечания могут быть устранены при подготовке указанного законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 574346-6 "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации" (об уточнении категории лиц, имеющих право быть усыновителями, опекунами (попечителями)) в первом чтении, при условии его доработки с учётом замечаний, изложенном в настоящем заключении ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.