Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 605028-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации по вопросу участия потерпевших при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора",
внесенный Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрен проект федерального закона N 605028-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации по вопросу участия потерпевших при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора", внесенный Правительством Российской Федерации.
Названный законопроект внесен в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2014 года N 5-П по делу о проверке конституционности части второй.1 статьи 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кетовского районного суда Курганской области.
Конституционный Суд Российской Федерации в названном Постановлении признал часть вторую.1 статьи 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в какой она, предполагая в качестве условия рассмотрения судом ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания обязательность подтверждения получения потерпевшим, его законным представителем и (или) представителем извещения, уведомляющего о дате, времени и месте предстоящего судебного заседания, в силу неопределенности механизма такого уведомления препятствует своевременному разрешению судом данного вопроса по существу.
В целях реализации данного Постановления предлагается внести изменения в статьи 42, 313, 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 172.1, 175, 177 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В частности, в части второй статье 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации расширяется перечень информации об осужденном (о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания, в том числе при перемещении из одного исправительного учреждения в другое, о выездах осужденного за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы, а также о рассмотрении судом связанных с исполнением приговора вопросов об освобождении осужденного от наказания, об отсрочке исполнения приговора или о замене осужденному неотбытой части наказания более мягким видом наказания), которую желает получить потерпевший. Кроме того, названная статья дополняется положением, предусматривающим порядок подачи потерпевшим ходатайства о получении такой информации.
В части пятой статьи 313 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации уточняется порядок вынесения постановления, определения суда о предоставлении информации потерпевшему и содержание указанного постановления, определения. При этом в постановлении, определении суда должно содержаться разъяснение потерпевшему о необходимости уведомления учреждения или органа, исполняющего наказание, об изменении сведений (адреса места жительства, адреса электронной почты, номеров телефонов) в период исполнения приговора, а также в случае отказа потерпевшего от дальнейшего получения информации.
Часть вторая.1 статьи 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации излагается в новой редакции, устанавливающей возможность участия потерпевшего, его законного представителя, представителя в судебном заседании по вопросам, связанным с исполнением приговора и указанным в пунктах 4, 5, 16 и 19 статьи 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также вопроса об отсрочки исполнения приговора.
В статьи 172.1, 175, 177 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предлагается внести изменения, корреспондирующие с вышеназванными изменениями в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и касающиеся порядка направления администрацией учреждения, исполняющего наказание, представления, ходатайства об освобождении осужденного от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания или об отсрочке отбывания наказания и уведомления об этом потерпевшего или его законного представителя.
Концепция законопроекта поддерживается, поскольку данные изменения, по мнению Комитета, приведут к оптимизации порядка уведомления потерпевших о судебном заседании по рассмотрению вопросов, связанных с исполнением приговора, а также к обеспечению права потерпевших на получение соответствующей информации от администрации или органа, исполняющего наказание.
Вместе с тем Комитет обращает внимание, что в проектной части второй1 статьи 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации речь идет об участии в судебном заседании при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора, потерпевшего, его законного представителя, представителя, если в материалах имеется постановление или определении суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя, вынесенное в соответствии с частью пятой статьи 313 названного Кодекса. Однако остается не решенной ситуация, когда при рассмотрении уголовного дела ходатайство о получении информации об осужденном заявлено не было, но в последующем потерпевший все же пожелает участвовать в судебном заседании по рассмотрению вопросов, связанных с исполнением приговора.
Кроме того, указанной нормой устанавливается право участия потерпевшего по вопросам, указанным в пунктах 4 (об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в соответствии со статьей 79 Уголовного кодекса Российской Федерации), 5 (о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в соответствии со статьей 80 Уголовного кодекса Российской Федерации), 16 (об освобождении от наказания несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации) и 19 (о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания в виде ограничения по военной службе военнослужащего, уволенного с военной службы, в порядке, установленном статьей 148 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) статьи 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Однако в названной статье Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации содержатся и иные пункты, предусматривающие рассмотрение судом вопросов, связанных с освобождением осужденного от наказания, в частности, пункты 6 (об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного в соответствии со статьей 81 Уголовного кодекса Российской Федерации), 9 (об освобождении от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора в соответствии со статьей 83 Уголовного кодекса Российской Федерации) и 13 (об освобождении от наказания или о смягчении наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу, в соответствии со статьей 10 Уголовного кодекса Российской Федерации) и которые на нашли отражения в законопроекте.
По мнению Комитета, вышеназванные обстоятельства требуют уточнения при подготовке предлагаемого законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 605028-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации по вопросу участия потерпевших при рассмотрении судом вопросов" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.