Заключение Счетной палаты РФ от 28 ноября 2014 г. N ЗСП-476/07-04
на проект федерального закона N 642105-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 642105-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы от 20 ноября 2014 г. N 205.
Законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы В.Н. Плиглным, Д.Ф. Вяткиным, В.А. Поневежским, Т.К. Агузаровым, З.А. Муцоевым, А.В. Кретовым, Р.Ш. Хайровым, И.Б. Богуславским, направлен на уточнение ряда полномочий Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и законодательного закрепления его полного и сокращенного наименований.
По результатам рассмотрения законопроекта следует отметить, что большинство предлагаемых законопроектом норм носят избыточный характер.
Так, например, пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), регулирующий вопросы финансового обеспечения судов, органов судейского сообщества и Судебного департамента, излагается в новой редакции, которая предусматривает дополнение соответствующей нормы учреждениями, подведомственными Судебному департаменту.
Вместе с тем согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств наделен полномочиями по формированию перечня подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств, в связи с чем внесение данных изменении не требуется.
Помимо этого предусматривается внесение изменений в статью 14 Федерального закона N 7-ФЗ, направленных на уточнение полномочий управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации (далее - управление Судебного департамента) в части материального и социального обеспечения мировых судей, а также обеспечения их жилыми помещениями. При этом статья 2 законопроекта устанавливает, что реализация полномочия в части, касающейся обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями, осуществляется с 1 января 2015 года. Данные вопросы урегулированы Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 276-ФЗ "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", вступающего в силу с 1 января 2015 года).
Также уточняются полномочия управления Судебного департамента в части обеспечения районных и гарнизонных военных судов программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства. Согласно предлагаемой редакции, управления Судебного департамента будут только участвовать в организации такого обеспечения, что приведет к негативным последствиям в части организации деятельности названных судов.
Одной из новелл закона является редакция статьи 6, которая, в том числе дополняется подпунктом 16.2 следующего содержания "формирует государственное задание для федерального бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" в целях реализации полномочий Судебного департамента, перечисленных в подпункте 16.1 настоящей статьи".
По смыслу подпункта 16.2 статьи 6 Федерального закона N 7-ФЗ в редакции законопроекта полномочия Судебного департамента будут реализовываться бюджетным учреждением.
Согласно пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Таким образом, подпункт 16.2 статьи 6 Федерального закона N 7-ФЗ в редакции законопроекта изменяет понятие бюджетного учреждения и расширяет его полномочия, определенные Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-Ф3) в пункте 1 статьи 92.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, дополнительная потребность в средствах федерального бюджета отсутствует.
Однако, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, трансформация полномочия Судебного департамента по осуществлению мероприятий по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей в полномочие по организации и осуществлению указанных мероприятий потребует дополнительных средств федерального бюджета, которые в федеральном законе "О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" не предусмотрены. В частности, потребуются финансовые затраты на создание программного продукта, позволяющего объединить в единое целое Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Правосудие" и информационное пространство, обеспечивающее деятельность мировых судей в субъектах Российской Федерации.
С учетом изложенного законопроект Счетной палатой Российской Федерации не может быть поддержан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.