Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности от 9 декабря 2014 г. N 3.9-78/4
о проекте федерального закона N 648549-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
(в части совершенствования процедуры проведения саморегулируемыми организациями экспертизы отчетов об оценке)
- внесен Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел проект федерального закона N 648549-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагаются к введению нормы, направленные на совершенствование проведения экспертизы отчетов об оценке саморегулируемыми организациями (далее СРО) оценщиков путем уточнения области ее применения, видов проводимых экспертиз, а также повышения информационной открытости в указанной сфере. Также законопроектом уточняется понятие экспертизы отчета об оценке.
В настоящее время Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрены два вида экспертизы:
- на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (нормативно-методическая экспертиза);
- на подтверждение стоимости.
Однако в случае, когда законодательством установлено обязательное проведение экспертизы, неочевидно, какая именно из них должна проводиться. И как правило проводится нормативно-методическая без подтверждения стоимости. Опыт проведения экспертизы (особенно при проведении работ по определению кадастровой стоимости и оспаривании соответствующих результатов) показал необходимость проведения экспертизы и на соответствие установленным требованиям и на подтверждение стоимости.
Законопроектом предлагается установить, что особенности проведения экспертизы отчетов об определении отдельных видов стоимости (в частности, кадастровой стоимости) устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Важную роль в повышении доверия потребителей оценочных услуг к результатам оценки играет обеспечение информационной открытости процесса оценки, в связи с чем законопроектом предусмотрено раскрытие информации о цене, порядке проведения экспертизы отчетов и о ее результатах с указанием даты составления и порядкового номера отчета об оценке, даты составления и порядкового номера экспертного заключения, сведений об эксперте или экспертах (фамилия, имя и при наличии отчество), проводивших экспертизу, вывода, полученного по итогам экспертизы.
В месте с тем перечень раскрываемой информации требует уточнения, поскольку, например, порядок проведения экспертизы определяется федеральным стандартом оценки, утверждаемым осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, уполномоченным федеральным органом, а информация о нем является общедоступной.
Значительные изменения законопроектом предлагаются в порядок утверждения стоимости проведения экспертизы отчетов (подпункт "а" пункта 3 статьи 1).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпункт "а" пункта 3 статьи 1" следует читать "подпункт "а" пункта 5 статьи 1"
Действительно, при оспаривании кадастровой стоимости в ряде случаев, помимо отчета об оценке, требуется еще подготовка экспертного заключения на него, а плата за проведение экспертизы часто превышает плату за проведение оценки.
Указанные положения призваны защитить интересы потребителей оценочных услуг. Особенно в части установления максимальной цены (платы) за проведение экспертизы отчетов об оценке для целей оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам и предназначенных для проживания, садоводства и огородничества, относящиеся к категории не всегда достаточно обеспеченных и защищенных слоев населения.
По мнению Комитета требует дополнительного обсуждения предложение, направленное на предотвращение ценовой конкуренции между разными СРО оценщиков, которое требует разработки единого механизма формирования цен на проведение экспертизы отчетов. С одной стороны, осуществление экспертизы отчетов - это функция СРО оценщиков (статья 22.1 федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), а с другой стороны, предложение в части установления цены за реализацию функции СРО противоречит нормам Федерального закона "О саморегулируемых организациях", согласно статье 14 СРО не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. При этом установление максимальной цены проведения экспертизы только для одного вида отчетов (кадастровой оценки) порождает неравенство прав участников в сфере оценочной деятельности.
В этой связи в целом вопрос о введении регулирования цен в сфере оценочной деятельности требует дополнительной проработки.
Законопроектом статью 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предлагается изложить в новой редакции, дополнив нормой, предусматривающей возможность установления договором на проведение оценки обязанности исполнителя обеспечить проведение экспертизы отчета. Вместе с тем обязанность оценщика уже предусмотренная в статье 24.16 указанного Закона.
Законопроект также нуждается в технико-юридической доработке.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по вопросам собственности поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 648549-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.