Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию от 4 декабря 2014 г. N 61-1
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 587696-6 "О внесении изменения в статью 96 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 587696-6 "О внесении изменения в статью 96 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ) (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по образованию отмечает, что целью законопроекта является создание благоприятных условий для активизации процесса профессионально-общественной аккредитации.
Законопроект подготовлен в соответствии с подпунктом "д" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", предусматривающим изменение законодательства в части порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров.
В связи с этим, законопроектом вносятся следующие основные изменения в статью 96 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (далее - Федеральный закон об образовании).
1. Исключен институт общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, это связано с принятием Федерального закона от 21 июля 2014 года N 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования", в соответствии с которым введен институт независимой оценки качества работы организаций социальной сферы, установлены участники системы независимой оценки качества образовательной деятельности, порядок проведения данной оценки и учета ее результатов органами государственной власти, порядок контроля за выполнением установленных процедур оценки, расширение сферы участия общественности в независимой оценке качества образования.
2. Расширен перечень программ, подлежащих профессионально-общественной аккредитации: помимо основных профессиональных образовательных программ добавлены основные программы профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы.
Поскольку для программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ отсутствует процедура государственной аккредитации, то процедура профессионально-общественной аккредитации является единственным ведущим механизмом обеспечения качества и контроля качества этой категории программ.
3. Круг организаций, которые могут участвовать в проведении профессионально-общественной аккредитации (работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации), дополнен саморегулируемыми организациями.
4. Перечень позиций, составляющих порядок проведения профессионально-общественной аккредитации, дополнен:
- правилами обращения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в организацию, проводящую указанную аккредитацию, с целью получения аккредитации;
- сроком действия аккредитации;
- основаниями лишения аккредитации.
5. Приведен перечень сведений, которые должны быть размещены в сети "Интернет" на официальных сайтах организаций, осуществляющих профессионально-общественную аккредитацию, включающий:
порядок и стоимость проведения профессионально-общественной аккредитации;
сведения об аккредитованных образовательных программах с указанием реализующих их организаций;
рейтинги аккредитованных образовательных программ с указанием реализующих их организаций, а также методика составления этих рейтингов.
Это позволит унифицировать представление результатов профессионально-общественной аккредитации.
6. Впервые в российском законодательстве введена норма о формировании и ведении перечня (регистра) аккредитующих организаций, и это поручается федеральному органу исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, начиная с 2016 года.
Данная норма согласуется с мировой практикой, свидетельствующей о том, что аккредитующую организацию аккредитует государственный орган управления.
Принятие законопроекта позволит обеспечить единство подходов и процедур проведения профессионально-общественной аккредитации при координирующей роли государства и тем самым повысить эффективность и качество профессионального образования.
Несомненно, законопроект является актуальным.
Вместе с тем, по мнению представителей профессионального сообщества, отдельные вопросы требуют дополнительного обсуждения, а именно:
- необходимость введения норм, регламентирующих требования к аккредитующей организации, критерии отбора в регистр аккредитующих организаций;
- необходимость установления единых требований к процедуре проведения профессионально-общественной аккредитации аккредитующими организациями;
- необходимость введения единых подходов к определению стоимости проведения профессионально-общественной аккредитации той или иной программы;
- необходимость введения норм, стимулирующих образовательные организации к участию в проведении профессионально-общественной аккредитации, в частности, учет (вместо рассмотрения) результатов профессионально-общественной аккредитации при проведении государственной аккредитации, при распределении контрольных цифр приема на обучение по программам, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию, а также при принятии иных управленческих решений;
- целесообразность дополнения перечня программ, подлежащих профессионально-общественной аккредитации, дополнительными предпрофессиональными программами, реализуемыми организациями дополнительного образования - школами искусств;
- уточнение статьи 105 Федерального закона об образовании в части международного сотрудничества в области оценки качества образования и возможности общественной аккредитации российских образовательных организаций в зарубежных и международных аккредитационных агентствах.
Кроме этого, Комитет Государственной Думы по образованию считает, что следует рассмотреть вопрос о дополнении в части 1 статьи 1 законопроекта перечня субъектов, которые могут проводить профессионально-общественную аккредитацию, торгово-промышленными палатами, поскольку торгово-промышленные палаты к числу поименованных субъектов не относятся. Вместе с тем, торгово-промышленные палаты объединяют многочисленные предприятия и предпринимателей различной отраслевой направленности. В настоящее время на территории Российской Федерации осуществляют деятельность 176 торгово-промышленных палат. А членская база Торгово-промышленной палаты Российской Федерации насчитывает более 50000 организаций. Тесная взаимосвязь торгово-промышленных палат с предпринимательским сообществом позволяет им отслеживать качество и уровень подготовки выпускников, освоивших профессиональную образовательную программу, и оценивать соответствие указанной программы требованиям профессиональных стандартов и рынка труда, в том числе в конкретном регионе России.
На законопроект имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, в котором отмечена необходимость согласования части 12 статьи 87 и пункта 7 части 2 статьи 89 Федерального закона об образовании со статьей 96 Федерального закона об образовании в редакции законопроекта.
Отмеченные замечания не умаляют значимости рассматриваемого законопроекта и могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
На данный законопроект поступили положительные отзывы от
- законодательных (представительных) органов государственной власти 36 субъектов Российской Федерации,
- высших исполнительных органов государственной власти 48 субъектов Российской Федерации.
22 субъекта Российской Федерации поддержали законопроект.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по образованию рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 587696-6 "О внесении изменений в статью 96 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.