Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту
по проекту федерального закона N 52141-5 "Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта"
Досье на проект федерального закона
Указанный проект федерального закона (далее - законопроект, проект) был принят Государственной Думой в первом чтении 15 октября 2008 года.
Тщательный анализ предполагаемого применения норм законопроекта в ходе его подготовки к процедуре второго чтения выявил ряд нежелательных для отрасли последствий.
Так, увольнение за повторное совершение дисциплинарного проступка осуществляется в рамках общего порядка, установленного статьями 192, 192 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), при этом для увольнения работника по общему правилу наступление каких-либо негативных последствий не является обязательным. Предусмотренное же законопроектом (подпункт 2 пункта 3 статьи 5) основание для увольнения требует обязательного наступления негативных последствий, что применительно к речным судам, объектам повышенной опасности, в том числе экологической, представляется недопустимым.
Предусмотренные законопроектом дополнительные дисциплинарные взыскания, расширяющие перечень видов дисциплинарных взысканий, предусмотренных ТК РФ, не отвечают целям трудового законодательства. В частности, "предупреждение о неполном служебном соответствии" подтверждает установленный факт неполного соответствия работника квалификационным требованиям по занимаемой должности или выполняемой работы, что в случае с членом экипажа означает, что признание неполного служебного соответствия равнозначно признанию невозможности такого работника состоять в занимаемой должности.
Содержащееся в проекте дисциплинарное взыскание "освобождение от исполнения служебных обязанностей" не соответствует трудовому законодательству, так как порядок освобождения от исполнения трудовых обязанностей включает в себя перевод на другую работу с согласия работника. Однако получение согласия работника противоречит ст. 22, 192 ТК РФ, согласно которым работодатель может применять к работнику дисциплинарное взыскание независимо от согласия работника. Перевод же на другую работу сроком на год для поддержания трудовой дисциплины имеет признаки принудительного труда, что противоречит частям 1 и 2 ст. 37, ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, а также ст. 2 ТК РФ, гарантирующей свободу труда.
При этом актуальная для отрасли, но не включенная в проект возможность временного отстранения от работы членов экипажа прямо закреплена ст. 75 ТК РФ, которая, в том числе, устанавливает возможность предусмотреть дополнительные основания для отстранения от работы на уровне подзаконного нормативного акта (например, в Уставе службы на судах)
Наделение капитана судна полномочиями по принятию решения о вынесении ряда дисциплинарных взысканий в отношении членов экипажа зачастую не согласовывается с кадровой политикой судоходных компаний, предусматривающей централизованное принятие такого решения руководством компании.
Применение предусмотренного проектом дополнительного вида поощрения в виде награждения ведомственными наградами может вызвать затруднения на практике, поскольку порядок и условия награждения ведомственными наградами определяется не решением работодателя, а постановлениями федеральных органов исполнительной власти в соответствии с положениями о соответствующих наградах.
Правительство Российской Федерации, внесшее указанный законопроект, предлагает снять его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой в связи с утратой актуальности.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по транспорту рекомендует Государственной Думе отклонить указанный проект федерального закона в связи с утратой актуальности.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.