Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 289980-4 "О внесении изменений в статьи 34 и 35 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях",
внесенный Думой Чукотского автономного округа
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел проект федерального закона N 289980-4 "О внесении изменений в статьи 34 и 35 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В соответствии с действующей статьей 34 Закона от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1) компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно предоставляется пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Закон N 4520-1, согласно его преамбуле, устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных затрат и физиологических нагрузок гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года N 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации.
Законопроектом предлагается изложить статью 34 в новой редакции, закрепив порядок предоставления указной компенсации непосредственно в статье. Так, в предлагаемом проекте федерального закона устанавливается, что компенсация производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем перед отъездом к месту отдыха при предоставлении заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, а окончательный расчет производится по возращении к месту жительства на основании предоставленных проездных документов.
Комитет отмечает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2011 года N 863 внесены изменения в Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176). При этом документальным подтверждением пребывания пенсионера в месте отдыха может являться любой документ, выданный пенсионеру организацией, оказывающей услуги по организации отдыха (санаторий, профилакторий, пансионат, дом отдыха, туристическая база, туристическое агентство), иной организацией или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, родственником пенсионера, иным физическим лицом, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащий сведения о пенсионере (фамилия, имя, отчество), адресе места отдыха пенсионера и периоде его предстоящего нахождения в данном месте отдыха. Таким образом, снято ограничение на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации.
Дума Чукотского автономного округа также предлагает внести изменения в статью 34 Закона N4520-1 в части установления новой категории лиц, имеющих право на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха - это лица, сопровождающие инвалида, имеющего ограничение способности к трудовой деятельности III степени.
Следует обратить внимание на то, что реализация положений законопроекта повлечет предоставление дополнительных гарантий, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Параметры федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов утверждены без учета положений данного законопроекта, поэтому требуется его согласование с пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в случае принятия федерального закона либо другого нормативного правового акта, предусматривающего увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Комитет отмечает, что в связи с принятием 21 июля 2014 года Федерального закона N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии", с 1 января 2015 года вступает в силу новая редакция статьи 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Соответственно внесение изменений в статью 34 является не актуальным. При этом проблема предоставления права на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха лицам, сопровождающих инвалида, имеющего ограничение способности к трудовой деятельности III степени, не решена.
Законопроектом также предлагается внести изменения в статью 35 Закона N4520-1 и закрепить правовую норму, предусматривающую предоставление компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и членам их семей, находящимся на их иждивении, при переезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства в другую местность. Указанную компенсацию предлагается предоставлять неработающим пенсионерам однократно за все периоды проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при предоставлении заявления и проездных документов в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по прежнему месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Комитет отмечает, что 21 июля 2014 года принят Федеральный закон N 231-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 35 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Федеральный закон N 231-ФЗ). Федеральный закон N 231-ФЗ был разработан и внесен Правительством Российской Федерации с целью исполнения Постановления Конституционного Суда.
Федеральным законом N 231-ФЗ устанавливаются гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом, в том числе лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа. При этом размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, указанных лиц, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В связи с тем, что законопроект N 289980-4 "О внесении изменений в статьи 34 и 35 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" утратил свою актуальность в части внесения изменений в статьи 34 и 35 указанного Закона, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока считает, что представленный законопроект не может быть поддержан в предложенной редакции.
Заключение на проект федерального закона N 289980-4 "О внесении изменений в статьи 34 и 35 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" утверждено на заседании Комитета (N / от "10" декабря 2014 года).
Председатель комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.