Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 617791-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части определения местоположения береговой линии (границы водного объекта)",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 617791-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части определения местоположения береговой линии (границы водного объекта)", внесенный Правительством Российской Федерации, в части вопросов ведения Комитета, и отмечает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской, законопроект подготовлен в целях разработан во исполнение пункта 24 плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N 2236-р, предусматривающего уточнение требований к порядку определения границ водных объектов, обеспечение внесения сведений о таких границах в государственный водный реестр, их последующее включение в государственный кадастр недвижимости в рамках межведомственного информационного взаимодействия в целях сопоставления с границами земельных участков.
Порядок установления границ поверхностных водных объектов - их береговой линии - законодательством не определен.
Законопроект предусматривает установление Правительством Российской Федерации порядка определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, а также установление уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти требований к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) в целях внесения сведения о ней в государственный водный реестр, включая требования к используемым системам координат и точности определения координат характерных точек границы поверхностного водного объекта.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 указанного кодекса, регулирующей отношения, связанные с договорами водопользования и решениями о предоставлении водных объектов в пользование.
Поэтому в целях исключения неоднозначного толкования сведений, которые будут внесены в государственный кадастр недвижимости, в договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование, законопроект дополнен положением о внесении соответствующих изменений в пункт 1 части 1 статьи 13 и пункт 3 части 1 статьи 22 Водного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, законопроект предусматривает включение в государственный водный реестр информации о местоположении береговой линии (границы водного объекта).
Статья 2 законопроекта предусматривает включение в государственный кадастр недвижимости сведений о видах и наименованиях поверхностных водных объектов, а также описания местоположения береговой линии (границ таких объектов).
К законопроекту нет правовых замечаний.
Вместе с тем Комитет рекомендует учесть следующие обстоятельства.
В частности, необходимо учесть фактор изменчивости границ водных объектов, которая весьма значительна и усиливается вследствие изменений климата. Процессы изменения площади и границ водных объектов носят нерегулярный характер и не поддаются прогнозированию. Например, конфигурация дельты Волги непредсказуемо меняется после каждого половодья.
Невнимание к таким обстоятельствам может повлечь такие негативные последствия, как застройка паводкоопасных участков с неизбежным их затоплением при наводнениях и, как следствие, ухудшением качества воды в водных объектах.
Кроме того, неправильное определение границ водного объекта может повлечь множество конфликтных ситуаций, требующих судебного рассмотрения.
Указанные замечания не влияют на общую положительную оценку концепции законопроекта и могут быть устранены при его подготовке ко второму чтению.
На основании изложенного, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует принять рассматриваемый проект федерального закона в первом чтении.
Первый заместитель |
И.И. Никитчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.