Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 658451-6 "Об особенностях правового регулирования отношений в области культуры и туризма в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя",
внесенный депутатами ГД Е.Г. Драпеко, З.Я. Рахматуллиной, З.М. Степановой
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 658451-6 "Об особенностях правового регулирования отношений в области культуры и туризма в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", внесенный депутатами Государственной Думы Е.Г. Драпеко, З.Я. Рахматуллиной, З.М. Степановой, Е.Н. Сенаторовой, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, Е.И. Кузьмичевой, Б.К. Балашовым, Р.Ш. Хайровым, И.Б. Богуславским, С.М. Мироновым, и сообщает свое заключение.
Данный проект федерального закона направлен на создание правовых условий для обеспечения сохранности объектов культурного наследия и культурных ценностей, находящихся в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.
В этих целях, учитывая ограниченные ресурсы бюджетного финансирования, статьей 2 проекта федерального закона предложен упрощенный порядок отнесения объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, к объектам культурного наследия соответствующей категории историко-культурного значения. Предложенный в проекте федерального закона порядок не предусматривает проведения государственной историко-культурной экспертизы, являющейся обязательной для постановки объектов культурного наследия на государственную охрану согласно статьям 17 и 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Такая мера позволит избежать трудозатратной, дорогостоящей и продолжительной по времени процедуры экспертной оценки историко-культурного значения объектов культурного наследия.
Важным представляется положение части 5 статьи 2 проекта федерального закона, направленное на подтверждение статуса границ и особых режимов использования территорий, установленных ранее в целях государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, действующих до их приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 3 проекта федерального закона награды и звания в сфере культуры, присвоенные гражданам Российской Федерации в соответствии с законодательством Украины, приравниваются к соответствующим наградам и званиям в сфере культуры, установленным в Российской Федерации, что позволит обеспечить сохранение для указанной категории граждан предоставляемых такими наградами и званиями преференций.
Согласно положениям законопроекта, одномоментно, с даты вступления его в силу, ценные, редкие документы и коллекции библиотечного фонда, обязательные экземпляры документов, музейные предметы и музейные коллекции, уникальные документы и особо ценные документы, представляющие особую ценность как культурное наследие Республики Крым и города Севастополя, признаются включенными в состав Национального библиотечного фонда, Архивного и Музейного фондов Российской Федерации.
Таким образом, на упомянутые культурные ценности незамедлительно распространяется особый режим учета и хранения культурного наследия народов Российской Федерации. В условиях переходного периода это обеспечивает адекватную защиту культурных ценностей, предусмотренную требованиями соответствующих международных конвенций, в частности "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности" (Париж, 14 ноября 1970 года).
Положениями статьи 6 проекта федерального закона устанавливаются требования к туроператорам, имеющим лицензии на осуществление туроператорской деятельности, полученные в соответствии с законодательством Украины. Предложенные в законопроекте меры позволят легализовать в рамках законодательства Российской Федерации деятельность туроператоров, имеющих разрешение на осуществление такой деятельности в соответствии с ранее действовавшим на территории Крыма законодательством.
Законопроект направлен на создание условий для обеспечения сохранности как недвижимого культурного наследия - объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Крым и города Севастополя, так и движимых культурных ценностей - музейных предметов и музейных коллекций, уникальных и редких архивных документов, ценных, редких документов и коллекций библиотечного фонда Республики Крым и города Севастополя.
Комитет по культуре поддерживает проект федерального закона N 658451-6 "Об особенностях правового регулирования отношений в области культуры и туризма в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект.
Первый заместитель |
Е.Г. Драпеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.