Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 756511-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами" направлен на усовершенствование административного законодательства, регулирующего правоотношения в области охраны общественного порядка и направлены на усиление административной ответственности за правонарушения с применением нацистской символики и различного рода экстремистских символов, а также их пропаганды.
Необходимо отметить, что в соответствии с действующим КоАП РФ административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения. Изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Согласно нормам Федерального закона от 19.05.1995 N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", в Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах. Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны. Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций (в том числе иностранных или международных), отрицающих факты и выводы, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" в качестве одного из видов экстремистской деятельности (п. 2 ст. 1) определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. Объективную сторону могут образовать публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистской атрибутики и символики, сходных с ними до степени смешения, воспроизведение нацистских или сходных с нацистскими до степени смешения приветствий и приветственных жестов, использовавшихся организациями, признанными Нюрнбергским международным трибуналом преступными, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые атрибутику и символику доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в СМИ. При этом могут быть использованы различные знаки и предметы (повязки, значки, литеры, атрибуты униформы, музыкальные произведения и т.д.).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "п. 2 ст. 1" следует читать "п. 1 ст. 1"
Согласно статистическим показателям МВД России, наблюдается тенденция по увеличению преступлений и правонарушений экстремистской направленности.
Ниже представлены статистические сведения начиная с 2003 по 2010 год. (Информация главного информационно-аналитического центра МВД РФ о состоянии преступности)
Количество преступлений экстремистской направленности
|
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Число преступлений экстремистской направленности (ед.) |
157 |
130 |
152 |
263 |
365 |
460 |
548 |
656 |
Динамика, в % от 2003 года |
100,0 |
82,8 |
96,8 |
167,5 |
226,7 |
293,0 |
349,1 |
417,8 |
Осуждено виновных, чел. |
470 |
648 |
728 |
481 |
476 |
497 |
Нет данных |
329 |
Оправдано, чел. |
3 |
5 |
3 |
7 |
1 |
5 |
Нет данных |
3 |
Из них преступления, предусмотренные статьями 280, 282, 282.1 и 282.2 УК РФ (ед.) |
|
|
|
|
|
253 (55% от общего числа) |
|
375 (более 57% от общего числа) |
Количество зарегистрированных правонарушений экстремистской направленности на территории стран СНГ из года в год увеличиваться. Только в России за 2012 г., по данным Министерства внутренних дел РФ, было зарегистрировано 696 преступлений экстремистской направленности, что на 12% больше, чем в 2011 г.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в судах первой инстанции в 2010 году рассматривалось 183 дела по преступлениям, предусмотренным статьями 280, 282, 282.1 и 282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в 2011 году - 217 дел, а за шесть месяцев 2012 года - 144. Число лиц, привлеченных к уголовной ответственности по указанным статьям, составило 255 человек за 2010 год, за 2011 год - 253 человека, за шесть месяцев 2012 года - уже 156 человек.
Следует отметить, что нормы статей 280, 282, 282.1 и 282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации отражают в себе экстремистскую направленность, но движущим фактором к совершению таких преступлений является нарушение норм КоАП, а именно статьи 20.3.
Приводя статистическую выкладку правоприменения норм КоАП РФ, теоретической категории "административные правонарушения экстремистской направленности", к которой специалисты относят противоправные деяния, злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15 КоАП РФ), пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ), организацию деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности (ст. 20.28 КоАП РФ), производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ), следует отметить, что ежегодный прирост числа выявленных правонарушений данной линии составил около 20%. При анализе данных статистики видно, что выявляются в основном правонарушения, предусмотренные ст. 20.3 КоАП РФ (3/5 от числа всех ежегодных правонарушений данной направленности).
В 2011 г. было зарегистрировано более 600 преступлений экстремистской направленности, продолжили свою работу 34 организации экстремистского толка, 16 из которых носят межрегиональный характер.
На профилактику и противодействие экстремизму выделяются средства как из федерального, так и из местных бюджетов.
Учитывая высокую степень общественной опасности экстремизма, в июне 2013 года в Госдуму РФ поступил правительственный законопроект, ужесточающий наказание по следующим статьям Уголовного кодекса РФ:
- ст. 280 "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности", предлагается увеличить размер штрафа от 100 до 300 тыс. руб., срок лишения свободы - с 3 до 4 лет;
- ст. 282 "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства" вместо существующего штрафа 100 - 500 тыс. руб. ввести "вилку" 300 - 500 тыс. руб., а срок лишения свободы увеличить вдвое - до 4 лет;
- ст. 282.1 "Организация экстремистского сообщества" предлагается штраф 200 - 500 тыс. руб. (вместо 200 тыс.), лишение свободы на 6 лет (вместо 4 лет), принудительные работы сроком на 5 лет (вместо 4 лет). Участникам сообщества грозит штраф в 100 тыс. руб., срок лишения свободы увеличен до 4 лет, а принудительные работы - до 3 лет;
- ст. 282.2 "Организация деятельности экстремистской организации" штраф увеличивается в 5 раз (до 500 тыс. руб.), срок принудительных работ - с 3 до 5 лет, а лишения свободы - в 2 раза (до 6 лет). Участников организации ожидает штраф до 300 тыс. руб., принудительные работы сроком на 3 года или лишение свободы на 4 года.
В настоящее время в обществе на постсоветском пространстве увеличились ксенофобские настроения, во многом с приходом к власти на Украине профашистских и пронационалистически настроенных политических сил. В России русский неонацизм представляет собой крайнюю форму русского национализма и стал развиваться после распада СССР. Русский неонацизм фактически представляет собой собирательное обозначение социально-политического явления современной России, характеризующееся симпатиями к нацистской символике (нацистская символика и нацистское приветствие), антисемитизмом, расизмом (часто в форме нордицизма) и ксенофобией. В 21 веке, в период развития демократии и принципов правового государства, необходимо всяческим образом бороться с данными явлениями. В соответствии с Конституцией России в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Мотив расовой ненависти и вражды выражается в стремлении виновного показать свое превосходство и неполноценность потерпевшего по причине его принадлежности к конкретной (иной) расе и вследствие этого выразить свое ненавистное к нему отношение.
Уголовная ответственность за пропаганду и демонстрацию символики запрещенных организаций (в том числе Национал-социалистической партии Германии и Фашистской партии Италии) предусмотрена в Уголовном кодексе Германии и Австрии.
В соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года, формирование в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия является, одной из основных задач по обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений.
В период, когда ряд иностранных политиков пытаются переписать историю Великой Отечественной войны и роль СССР в победе над фашизмом в Европе, необходимо увеличить ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами. Это продиктовано неутешительной практикой применения норм ст. 20.3 КоАП РФ, а так же необходимостью соблюдения памяти увековечения Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Вышеуказанные санкции норм ст. 20.3 КоАП РФ весьма несущественны и не несут в себе превентивных мер и следовательно возможен рецидив со стороны правонарушителей. Однако несмотря на это, схожие составы правонарушений из ряда статей главы 20 КоАП РФ несут в себе весьма существенную санкцию.
Таким образом, функции пресечения и создания механизмов реального наказания санкция статьи 20.3 КоАП РФ не осуществляет. Из-за несущественной административной ответственности по вышеуказанной статье нарушитель правоотношений в сущности, заплатив небольшой штраф, сможет продолжить свою деятельность в дальнейший, таким образом создается рецидив. Данная мера административного наказания чрезвычайно мягка и нуждается в корректировке.
В соответствии с предлагаемыми законодательными изменениями санкции статьи 20.3 увеличиваются, а также дополнится наказуемость повторности деяния. Согласно проекту закона, статья 20.3 будет будет выглядеть следующим образом: Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или обязательные работы на срок до ста часов с конфискацией предмета административного правонарушения, или административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей, с конфискацией предмета административного правонарушения.
Также законодательные изменения коснутся статьи 3.5, которые несут в себе юридико-техническую составляющую изменения статьи 20.3.
Принятие законопроекта не потребует расходов из федерального бюджета.
Законопроект коррупционных факторов не содержит.
Председатель областной Думы |
М.Э. Оргеева |
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами" не повлечет дополнительного финансирования из федерального бюджета, а также из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Председатель областной Думы |
М.Э. Оргеева |
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Председатель областной Думы |
М.Э. Оргеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.