Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 757701-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по "восточному" маршруту"
Досье на проект федерального закона
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по "восточному" маршруту (далее - Соглашение) подписано в г. Москве 13 октября 2014 г.
Соглашение заключается в целях укрепления российско-китайского взаимодействия в энергетической сфере и определяет основные условия сотрудничества в части поставок природного газа с территории Российской Федерации на территорию Китайской Народной Республики по "восточному" маршруту, в том числе по проектированию, строительству и эксплуатации трансграничного участка газопровода.
Компетентными органами Сторон, осуществляющими координацию деятельности по выполнению Соглашения и контроль за его выполнением, являются Министерство энергетики Российской Федерации и Государственное энергетическое управление Китайской Народной Республики.
Уполномоченными организациями, ответственными за реализацию Соглашения, являются открытое акционерное общество "Газпром", с Российской Стороны, и Китайская национальная нефтегазовая корпорация, с Китайской Стороны.
Заключение Соглашения является условием вступления в силу Договора купли-продажи природного газа по "восточному" маршруту, подписанного 21 мая 2014 г. между ОАО "Газпром" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (далее - Договор).
В соответствии с Соглашением Стороны поддерживают успешную реализацию Договора и оказывают всестороннее содействие уполномоченным организациям в реализации проектирования, строительства и эксплуатации газотранспортной инфраструктуры, необходимой для поставок газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по "восточному" маршруту, включая трансграничный участок газопровода.
Стороны в соответствии с законодательством своих государств оказывают поддержку и создают благоприятные условия для деятельности уполномоченных организаций, а также их аффилированных и подрядных организаций, принимающих участие в выполнении проектно-изыскательских работ, строительстве и эксплуатации газотранспортной инфраструктуры, необходимой для поставок газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по "восточному" маршруту.
Стороны также окажут необходимое содействие уполномоченным организациям для своевременного ввода в эксплуатацию трансграничного участка газопровода и обеспечения транспортировки природного газа по нему в объеме, закрепленном в Договоре.
Кроме того, Соглашение регламентирует порядок пропуска через российско-китайскую государственную границу персонала и техники и порядок осуществления таможенных операций при перемещении через российско-китайскую границу транспортных и технических средств, а также строительных и расходных материалов, соответственно задействованных и необходимых для проектно-изыскательских работ, строительства и эксплуатации участка трансграничного участка газопровода через реку Амур (далее - подводный переход).
Соглашение вступает в силу с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении каждой из Сторон внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, и действует в течение 40 лет. По истечении указанного срока действие Соглашения автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды, если ни одна из Сторон письменно не уведомит другую Сторону о своем намерении прекратить его действие.
Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. В частности, в соответствии со статьей 12 Соглашения предусматривается освобождение от уплаты налогов (налога на добавленную стоимость) и таможенных пошлин и сборов за таможенные операции (при наличии) в отношении разумного количества предметов материально-технического назначения, ввозимых на территории государств Сторон для проектно-изыскательских работ, строительства и эксплуатации подводного перехода.
Вопрос освобождения от уплаты таможенных пошлин будет решаться Российской Стороной во взаимодействии с Евразийской экономической комиссией.
Кроме того, потребуется внесение изменений в Решение Евразийской экономической комиссии от 20 мая 2010 г. N 329 "О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру" в части установления специальной таможенной процедуры для реализации Соглашения.
В этой связи Соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по "восточному" маршруту"
Целью Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по "восточному" маршруту (далее - Соглашение) являются поставки газа в Китайскую Народную Республику.
Начало поставок природного газа планируется в 2019 году в объеме до 5 млрд. куб. м в год.
В дальнейшем планируется планомерное повышение объемов поставок:
2020 год - 10 млрд. куб. м;
2021 год - 15 млрд. куб. м;
2022 год - 22 млрд. куб. м;
2023 год - 30 млрд. куб. м;
выход на объемы до 38 млрд. куб. м планируется на 2024 год.
Ресурсной базой для поставки природного газа будут Чаяндинское и Ковыктинское месторождения.
Начало поставок газа, добытого на Ковыктинском месторождении, планируется на 2022 год.
В соответствии с Соглашением правительства Российской Федерации и Китайской Народной Республики оказывают всестороннее содействие в проектировании, строительстве и эксплуатации газотранспортной инфраструктуры, необходимой для поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по "восточному" маршруту, включая трансграничный участок газопровода.
По аналогии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере от 21 апреля 2010 г. проектирование и строительство части трансграничного участка газопровода, проходящего через реку Амур (далее - подводный переход), осуществляется совместно уполномоченными организациями.
Уполномоченными организациями, ответственными за реализацию Соглашения, являются открытое акционерное общество "Газпром", с Российской Стороны, и Китайская национальная нефтегазовая корпорация, с Китайской Стороны.
Проектирование и строительство трансграничного участка газопровода на территории Российской Федерации до подводного перехода осуществляется уполномоченной организацией Российской Стороны, а на территории Китайской Народной Республики до подводного перехода осуществляется уполномоченной организацией Китайской Стороны.
В целях реализации Соглашения каждая Сторона создает для своих уполномоченных организаций необходимые налоговые условия.
В этой связи 24 ноября 2014 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным подписан соответствующий Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 366-ФЗ, предусматривающий в том числе нулевую процентную ставку в отношении объектов недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия, связанных с реализацией Соглашения. Кроме того, указанным Федеральным законом предусматривается применение нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых в течение пятнадцати лет для природного газа, добываемого в границах Иркутской области и (или) Республики Саха (Якутия) и дата начала промышленной добычи газа горючего природного на таком участке недр приходится на период начиная с 1 января 2018 г.
Реализация положений Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по "восточному" маршруту"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по "восточному" маршруту" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия каких-либо федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по "восточному" маршруту"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по "восточному" маршруту" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия каких-либо нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.