Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 690563-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части добровольного страхования имущественных интересов граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В частях первой и пятой предлагаемой редакции статьи 14 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ), в отличие от предлагаемых проектом изменений в Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 132-ФЗ), говорится об обязанности оплаты страховщиком уже оказанной гражданину Российской Федерации медицинской помощи, в связи с чем нуждается в уточнении вопрос о порядке оплаты медицинской помощи, которая оказывается только после ее оплаты.
Кроме того, в части пятой предлагаемой редакции статьи 14 Федерального закона N 114-ФЗ полагаем необходимым уточнить, должны ли к страховым случаям относиться любые случаи получения травмы, отравления, внезапного острого заболевания или смерти гражданина, требующие оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме (включая медицинскую эвакуацию), например, случаи возникновения указанных последствий у гражданина, находившегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Согласно пункту 3 части пятой предлагаемой редакции статьи 14 Федерального закона N 114-ФЗ правила страхования должны предусматривать заключение договора добровольного страхования на срок не менее периода временного пребывания застрахованного лица за пределами Российской Федерации. Данное положение требует дополнительного обсуждения, поскольку планируемое путешествие гражданина может предполагать последовательное посещение нескольких стран, при этом гражданин может нуждаться в обеспечении медицинского страхования только в одной или части из них (например, в силу предъявления в таких странах обязательных требований к въезжающим о наличии договора медицинского страхования). Аналогичное замечание относится к положению абзаца четвертого части четвертой предлагаемой редакции статьи 17 Федерального закона N 132-ФЗ.
Согласно пункту 4 части пятой статьи 14 правила страхования должны предусматривать условие о вступлении договора добровольного страхования в силу после оплаты страхователем страховой премии, но не позднее даты пересечения застрахованным лицом Государственной границы Российской Федерации, за исключением случаев заключения указанного договора в пользу застрахованного лица, находящегося за пределами Российской Федерации. Представляется необходимым уточнить в данном положении, вступает ли заключенный договор добровольного страхования в силу, если застрахованное лицо пересекло государственную границу Российской Федерации, но страховая премия еще не оплачена. При этом редакция данного положения и редакция аналогичного положения абзаца пятого части четвертой предлагаемой редакции статьи 17 Федерального закона N 132-ФЗ требуют унификации.
В предлагаемой части девятой статьи 9 Федерального закона N 132-ФЗ (абзац второй пункта 1 статьи 3 проекта) следует уточнить, что туроператор (турагент) вправе от имени и за счет страховщика заключить с туристом и (или) иным заказчиком в пользу туриста договор добровольного страхования при наличии соответствующего договора туроператора (турагента) со страховщиком.
В наименовании предлагаемой редакции статьи 17 Федерального закона N 132-ФЗ следует уточнить характер имущественных интересов туриста, которые являются объектами предусмотренного данной статьей добровольного страхования. При этом в части первой данной статьи полагаем необходимым уточнить, что заключаемый туристом договор добровольного медицинского страхования может обеспечивать оплату медицинской помощи не только в экстренной и неотложной форме, но и в других формах (см. статью 2 проекта, пункт 3 статьи 4 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации").
Абзац второй части четвертой предлагаемой редакции статьи 17 Федерального закона следует привести в соответствии с аналогичным положением пункта 1 части пятой предлагаемой редакции статьи 14 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и уточнить, какие случаи оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме должны быть предусмотрены в правилах страхования.
Отсылка к международным договорам в абзацах третьем и четвертом проектируемой статьи 14 Федерального закона N 114-ФЗ не представляется необходимой.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.