Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 653840-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона регулирует вопросы взаимодействия сетей связи специального назначения и сетей связи общего пользования, допуская возможность присоединения указанных сетей друг к другу в том числе на основании договоров о присоединении сетей электросвязи (пункты 2 и 3 статьи 1 проекта). Полагаем, что проектируемые положения нуждаются в соотнесении с положениями Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон) об обеспечении функционирования сетей связи специального назначения с использованием ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации (статья 16 Федерального закона), а также положениями статьей 51 и 51.1 Федерального закона об оказании услуг связи для государственных нужд (осуществляется на основании государственных контрактов).
В связи с положениями проекта о возможности присоединения сетей связи специального назначения к сетям связи общего пользования без перевода их в категорию сетей связи общего пользования, а также о возможности выделения владельцу сети связи специального назначения ресурса нумерации из ресурса нумерации сети связи общего пользования (пункт 2 статьи 1 проекта), обращаем внимание на уже содержащееся в Федеральном законе регулирование, которое предполагает обязательность перевода соответствующей сети связи в категорию сетей связи общего пользования в случае присоединения такой сети к сетям связи общего пользования (при этом переводимая сеть связи должна соответствовать требованиям, установленным для сетей связи общего пользования), а также изъятие ресурса нумерации такой сети в этом случае и предоставление ресурса нумерации из ресурса нумерации сети связи общего пользования (см., например, статьи 14 и 15 Федерального закона). Кроме того, следует учесть, содержащееся в Федеральном законе (статья 2) понятие "нумерация" (соответствующее обозначение, предназначенное для однозначного определения (идентификации) сети связи).
С учетом введения понятия "владелец сети связи специального назначения" (пункт 1 статьи 1 проекта), который, как предполагается, будет осуществлять управление сетью связи специального назначения, полагаем необходимым уточнить положения части 4 статьи 16 Федерального закона о центрах управления такими сетями.
Проектируемыми положениями пункта 1 статьи 16 Федерального закона устанавливается запрет на использование сетей связи специального назначения в том числе для возмездного оказания услуг присоединения. В то же время проект изменяет понятие "услуга присоединения" (подпункт 33 статьи 2 Федерального закона), предусматривая, что владельцы сетей связи специального назначения наряду с операторами связи могут осуществлять деятельность, направленную на удовлетворение потребностей в организации взаимодействия сетей электросвязи. При этом проектируемыми пунктами 1 и 2 статьи 18 Федерального закона такое взаимодействие оформляется договором о присоединении сетей электросвязи, который по смыслу действующих норм статьи 18 Федерального закона предполагается возмездным, а владельцам сетей связи специального назначения вменяется обязанность оказывать услуги присоединения иным операторам связи в соответствии с правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными Правительством Российской Федерации, которые также указывают на возмездность оказания услуг присоединения (см. постановление Правительства РФ от 28.03.2005 N 161).
В соответствии с проектируемой нормой пункта 2 статьи 26 Федерального закона с владельцев сетей связи специального назначения за выделение ресурса нумерации взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обращаем внимание на то, что отношения по установлению, введению и взиманию сборов в Российской Федерации регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом следует учесть положения подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми в настоящее время федеральные органы государственной власти освобождены от уплаты государственной пошлины (см. также изменения, предусмотренные проектом федерального закона N 653847-6 "О внесении изменения в статью 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации" - внесен Правительством Российской Федерации).
Пункт 2 статьи 26 Федерального закона дополняется новым абзацем, в соответствии с которым "основания и порядок изменения и изъятия ресурса нумерации, выделенного владельцу сети связи специального назначения, определяются Правительством Российской Федерации". Учитывая действующее регулирование вопросов использования ресурса нумерации (статья 26), полагаем, что соответствующие основания изъятия ресурса нумерации должны содержаться в Федеральном законе (как это установлено, например, для операторов связи).
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.