Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 692555-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека", внесенному Президентом Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается дополнить статью 38 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон) (статья 1 законопроекта) и статью 24 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) (статья 2 законопроекта) положением о праве Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации при осуществлении своих полномочий беседовать с осужденными, лицами, заключенными под стражу, наедине, в условиях, позволяющих представителю администрации соответственно учреждения или органа, исполняющего наказания, или следственного изолятора видеть беседующих, но не слышать их.
Обращаем внимание, что в содержащемся в статье 38 Закона и статье 24 УИК РФ перечне лиц, наделенных правом при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения, наряду с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации предусмотрены и иные лица. В этой связи установление в указанных нормах порядка проведения бесед с осужденными и лицами, заключенными под стражу, исключительно для Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации при отсутствии каких-либо положений, касающихся порядка проведения таких бесед другими перечисленными в указанных нормах лицами, может привести к дисбалансу в правовом регулировании данного вопроса для должностных лиц, обладающих равным правом без специального разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, и следственные изоляторы.
В связи с дополнением указанных нормативных правовых актов, а также Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) полагаем необходимым дополнить статью 23 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ), содержащую закрытый перечень прав Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации при проведении проверок.
Отмечаем, что в проектируемой главе II.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Федеральный закон N 184-ФЗ) (статья 3 законопроекта) речь идет только об уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации, что не согласуется с наименованием указанной главы.
Исходя из того, что кандидатуры на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации вносятся только в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, нуждается в уточнении предусмотренное пунктом 12 проектируемой статьи 16.1 Федерального закона N 184-ФЗ участие высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в согласовании указанной кандидатуры с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации
В пункте 16 проектируемой статьи 16.1 Федерального закона N 184-ФЗ неясно, о каких основаниях прекращения полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, установленных федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации, идет речь с учетом того, что пункт 18 указанной статьи содержит закрытый перечень оснований досрочного прекращений полномочий указанного лица. Кроме того, неясны правовые последствия проведения консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации при принятии решения о досрочном прекращении полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, исходя из того, что наличие какого-либо из данных оснований влечет безусловное прекращение полномочий.
Обращаем внимание, что в подпункте "в" пункта 18 проектируемой статьи 16.1 Федерального закона N 184-ФЗ не предусмотрено прекращение полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в случае его неспособности в течение длительного времени осуществлять полномочия по причинам, не связанным с состоянием здоровья, как это сделано, например, в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (пункт 2 статьи 13 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпункте "в" пункта 18 проектируемой статьи 16.1 Федерального закона N 184-ФЗ" следует читать "подпункте "в" пункта 19 проектируемой статьи 16.1 Федерального закона N 184-ФЗ"
В пункте 22 проектируемой статьи 16.1 Федерального закона N 184-ФЗ используется термин "учреждения и организации федерального подчинения", который не определен в законодательстве Российской Федерации. Кроме того, формулировка "учреждения и организации" является некорректной, так как учреждение является организационно-правовой формой юридического лица и входит в понятие "организация".
В отношении пункта 24 проектируемой статьи 16.1 Федерального закона N 184-ФЗ следует иметь в виду, что в законодательстве Российской Федерации употребляется следующий термин "органы, организации, наделенные федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями".
Пункт 2 проектируемой статьи 32.1-1 Федерального закона N 115-ФЗ нуждается в согласовании с Федеральным законом от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" и Федеральным законом от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" в части наименования соответствующих центров временного размещения. Кроме того, полагаем необходимым уточнить наименование указанной статьи с учетом того, что она регулирует полномочия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации только в отношении иностранных граждан.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.