Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 667444-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается предусмотреть обязательное установление административного надзора за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений экстремистской направленности, а также тяжких и особо тяжких преступлений, предусмотренных статьями 205-206, 208, 211, 220, 221, 277-279, 295, 317 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ); внести корреспондирующие изменения в статью 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) в части дополнения содержащегося в ней перечня лиц, в отношении которых предусмотрено обязательное установление административного надзора; путем внесения изменений в статьи 261.5 и 261.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) предусмотреть упрощенную процедуру рассмотрения дел об установлении административного надзора с сокращением срока их рассмотрения до 10 суток.
Отмечаем, что в соответствии с правилами статьи 15 "Категории преступлений" УК РФ преступления, предусмотренные частью первой статьи 205.2, частью второй статьи 220 и частью первой статьи 221 УК РФ, относятся к категории преступлений средней тяжести, поскольку максимальное наказание за их совершение не превышает пяти лет лишения свободы, а преступления, предусмотренные частью первой статьи 220, являются преступлениями небольшой тяжести, так как максимальное наказание за их совершение не превышает трех лет лишения свободы. В этой связи предлагаемый проектом перечень тяжких и особо тяжких преступлений (статья 1 и пункт 1 статьи 2 проекта) нуждается в уточнении.
Предложение об урегулировании вопросов, связанных с осуществлением административного надзора в отношении лиц, не имеющих места жительства или пребывания, путем дополнения отдельных положений Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ) термином "место фактического нахождения", не учитывает, что осуществление административного надзора невозможно без однозначного определения территории, на которой он будет осуществляться и которая избирается поднадзорным лицом в качестве места своего проживания (пребывания, нахождения).
Так, поднадзорное лицо, в частности, обязано прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы (пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона N 64-ФЗ). При этом в отношении поднадзорного может быть установлено ограничение в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории (пункт 4 части 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ). Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных Федеральным законом N 64-ФЗ обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица (часть 1 статьи 8 Федерального закона N 64-ФЗ). Заявление об установлении административного надзора, о продлении административного надзора, о дополнении ранее установленных административных ограничений, о досрочном прекращении и частичной отмене административных ограничений подается в суд этим же органом внутренних дел.
Учитывая изложенное, а также продолжительность установленных в статье 5 Федерального закона N 64-ФЗ сроков административного надзора, полагаем, что для целей Федерального закона N 64-ФЗ такие понятия, как "место пребывания" и "место фактического нахождения", по своему содержанию идентичны.
Что касается внесения изменений в статьи 261.5 и 261.7 ГПК РФ (статья 3 проекта), обращаем внимание, что на рассмотрении Государственной Думы находится принятый в первом чтении проект федерального закона N 246965-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", в соответствии с которым подраздел III (в том числе глава 26.2 ГПК РФ, включающая статьи 261.5 и 261.7) раздела II ГПК РФ признается утратившим силу.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.