Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 672981-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Федеральный закон). В частности изменяется понятие "удостоверяющий центр" (подпункт "б" пункта 1 статьи 1 проекта), которое, по нашему мнению, нуждается в уточнении с учетом положений части 8 статьи 16 Федерального закона, предусматривающих осуществление функций удостоверяющих центров в том числе органами местного самоуправления.
Проектируемый пункт 5 части 4 статьи 8 Федерального закона нуждается в уточнении в части реализации формата электронной подписи всеми средствами электронной подписи с учетом того, что под средствами электронной подписи понимаются шифровальные (криптографические) средства (пункт 9 статьи 2 Федерального закона). Кроме того, с указанной проектируемой нормой следует согласовать норму подпункта "а" пункта 7 статьи 1 проекта в части соответствующего согласования с "федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности" (в аналогичном согласовании нуждаются нормы проектируемых пункта 4 части 4 статьи 8 и части 5 статьи 15 Федерального закона).
Часть 4 статьи 13 Федерального закона излагается в новой редакции, предусматривающей право удостоверяющего центра наделять третьих лиц (далее - доверенные лица) полномочиями по вручению сертификатов ключей проверки электронных подписей (вместо полномочий по созданию и выдаче указанных сертификатов). В связи с этим полагаем необходимым дать определение понятию "вручение сертификатов ключей проверки электронных подписей", уточнить понятие "сертификат ключа проверки электронной подписи" в части его выдачи доверенными лицами удостоверяющего центра (пункт 2 статьи 2 Федерального закона), а также уточнить содержание нормы пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона в части соответствующей функции удостоверяющего центра.
В связи с корректировкой наименования реестра, в который удостоверяющим центром должна быть внесена информация о прекращении действия сертификата ключа проверки электронной подписи (пункт 9 статьи 1 проекта), соответствующего уточнения потребуют части 8 и 9 статьи 14 Федерального закона.
В проектируемой части 7 статьи 15 Федерального закона предусматривается гражданско-правовая ответственность аккредитованного удостоверяющего центра. В связи этим обращаем внимание на то, как вопрос ответственности решен в отношении удостоверяющего центра в статье 13 Федерального закона.
Проектируемый пункт 5 части 3 статьи 16 Федерального закона устанавливает новое требование, при условии выполнения которого осуществляется аккредитация удостоверяющего центра - "наличие порядка реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей", который должен быть установлен удостоверяющим центром. В то же время проектируемой частью 5 статьи 15 Федерального закона предусматривается, что такой порядок устанавливается аккредитованным удостоверяющим центром. Указанные проектируемые положения требуют согласования, при этом полагаем, что данный порядок в силу своего наименования может быть установлен после получения удостоверяющим центром аккредитации, то есть только аккредитованным удостоверяющим центром. Кроме того, указанные проектируемые нормы нуждаются в согласовании с проектируемым пунктом 4 части 4 статьи 8 Федерального закона (подпункт "в" пункта 4 статьи 1 законопроекта) в части определения федерального органа исполнительной власти, утверждающего требования к такому порядку (проектируемые часть 5 статьи 15 и пункт 5 части 3 статьи 16 Федерального закона относят их утверждение к полномочиям уполномоченного федерального органа, в то время как проектируемый пункт 4 части 4 статьи 8 Федерального закона к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий).
Подпунктом "г" пункта 11 статьи 1 законопроекта предусмотрено дополнительное основание проведения внеплановых проверок соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований Федерального закона и иных нормативных актов, принимаемых в соответствии с Федеральным законом. В связи с этим обращаем внимание на то, что частью 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрен закрытый перечень видов контроля (надзора), при осуществлении которых могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся в том числе оснований проведения проверок.
Положения проектируемой части 2.1 статьи 17 Федерального закона нуждаются в уточнении с учетом положений статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в соответствии с которыми государственные и муниципальные информационные системы создаются (следовательно, и используются) на основании федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов, решений органов местного самоуправления.
Замечания юридико-технического характера преданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.