Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 708784-6 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (об уточнении перечня видов организаций, с которыми допускается заключение договора займа на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств материнского (семейного) капитала), внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 29.01.2015 года (протокол заседания Совета Государственной Думы N 219 пункт 82) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 708784-6 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (об уточнении перечня видов организаций, с которыми допускается заключение договора займа на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств материнского (семейного) капитала), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
1. Законопроектом предлагается внести в статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон) изменения, исключающие микрофинансовые организации из перечня организаций, с которыми допускается заключение договора займа на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств материнского (семейного) капитала.
Второй новеллой является предложение о введении дополнительного требования к потребительских кооперативам, осуществляющих деятельность по заключениям договоров займа на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств материнского (семейного) капитала. К указанной деятельности предлагается допускать только потребительские кооперативы, проработавшие не менее трех лет с момента их государственной регистрации.
В настоящее время в перечень организаций, с которыми допускается заключение договора займа на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств материнского (семейного) капитала входят: микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, иные организации, осуществляющие представление займа на основании договора займа, исполнение обязательств по которому обеспечено ипотекой. Ранее оформление таких договоров допускалось с любой организацией.
Актуальность законопроекта связывается с тем, что, как следует из пояснительно записки, за период с 2010 по 2013 годы выявлено более 4 тысяч преступлений, связанных с незаконным обналичиванием средств материнского (семейного) капитала, в том числе около 1 тысячи - с участием микрофинансовых организаций. По имеющимся данным, по состоянию на 1 января 2015 года в Пенсионный фонд Российской Федерации поступило 22,9% заявлений о реализации средств материнского (семейного) капитала с участием микрофинансовых организаций от общего числа заявлений, связанных с заключением договором займа. При этом количество нарушений среди микрофинансовых организаций составляет примерно 22,7% от общего числа преступлений, связанных с незаконным обналичиванием средств материнского капитала.
2. Фактически, законопроект представляет собой очередной законодательный шаг в последовательном ужесточении правил с целью дополнительной защиты средств материнского (семейного) капитала от нецелевого использования и мошенничества с указанными средствами.
Представляется, что в отсутствие должного государственного контроля над микрофинансовыми организациями накладываемые законопроектом ограничения позволят минимизировать незаконные сделки и мошеннические схемы, что приведет к уменьшению числа махинаций с материнским (семейным) капиталом, и, в конечном счете, к усилению защиты прав семьи на дополнительные меры государственной поддержки.
3. Однако при рассмотрении законопроекта следует учитывать, что исключение микрофинансовых организаций из участия в соответствующей деятельности может создать сложности гражданам, проживающим в малонаселенных, отдаленных и труднодоступных районах, где отсутствуют отделения кредитных организаций (банков) и нет потребительских кооперативов, осуществляющих свою деятельность более трех лет. Комитет отмечает, что защита прав семей с детьми не может осуществляться в ущерб тем семьям, которые вследствие принятия государством определенных решений теряют возможность реализации своих прав в тех условиях и в тех регионах, в которых они проживают.
4. Вместе с тем, по мнению Комитета, в первую очередь, необходимо:
гарантировать семьям с детьми реализацию их прав на дополнительные меры государственной поддержки,
исключить недобросовестных участников из сферы действия Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей",
создать условия для внедрения гибких подходов к участию различных видов организаций в деятельности по направлению средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий,
усилить существующие меры контроля над деятельностью кредитных потребительских кооперативов, связанной с предоставлением займов с использованием средств материнского капитала,
а также повысить роль Пенсионного фонда Российской Федерации в обеспечении прозрачности механизма использования средств материнского капитала.
Достижение указанных целей может потребовать внесения соответствующих изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе, в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению.
5. Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 708784-6 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (об уточнении перечня видов организаций, с которыми допускается заключение договора займа на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств материнского (семейного) капитала), внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.