Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 671750-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования финансовых инструментов и механизмов поддержки научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона (далее - проект), сообщаем следующее.
В дополнении статьи 2 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) (пункт 1 статьи 1 проекта) дано понятие "научный и (или) научно-технический проект", которое не позволяет однозначно определить отличие таких проектов от "инновационных проектов", определение которых, в свою очередь, также содержится в статье 2 Федерального закона N 127-ФЗ. При этом названные проекты могут быть направлены на получение научного и (или) научно-технического результата, научной и (или) научно-технической продукции. Обращаем внимание, что в Федеральном законе N 127-ФЗ и проекте используется понятие "научные и научно-технические программы и проекты". В этом случае неясно, в чем заключается отличие научных и (или) научно-технических проектов от научных и (или) научно-технических программ.
При определении в проектируемом дополнении статьи 2 Федерального закона N 127-ФЗ понятия "центр коллективного пользования научным оборудованием" используется формулировка "выполнение работ и оказание услуг для проведения научных исследований, а также экспериментальных разработок, в том числе комплексных и междисциплинарных научных и (или) научно-технических проектов". В этой связи необходимо учитывать, что реализация научных и (или) научно-технических проектов предполагает более широкий по содержанию состав мероприятий, чем проведение научных исследований и осуществление экспериментальных разработок. Кроме того, необходимо уточнить, что понимается под "комплексными и междисциплинарными" научными и (или) научно-техническими проектами.
В связи с определением в дополнении статьи 2 Федерального закона N 127-ФЗ понятия "уникальная научная установка", обращаем внимание, что в пункте 2 статьи 5 Федерального закона N 127-ФЗ используется понятие "уникальное опытно-экспериментальное оборудование", соотношение которого с предлагаемым понятием требует уточнения.
Подпункт "а" пункта 2 статьи 1 проекта не учитывает положения Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 443-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей", которым пункт 1 статьи 4 Федерального закона N 127-ФЗ дополнен абзацем вторым, имеющим практически аналогичное содержание. С учетом этого подпункт "а" пункта 2 статьи 1 проекта подлежит исключению.
Подпунктом "б" пункта 3 статьи 1 проекта вносятся изменения в статью 5 Федерального закона N 127-ФЗ, устанавливающие, в том числе права образовательных организаций. В связи с этим обращаем внимание, что указанная статья, исходя из ее наименования, касается только научных организаций.
Кроме того, в связи с указанной нормой проекта обращаем внимание, что, как следует из проектируемой статьи 15 Федерального закона N 127-ФЗ (пункт 4 статьи 1 проекта), центры коллективного пользования научным оборудованием и уникальные научные установки могут быть созданы и (или) их функционирование может обеспечиваться за счет средств местных бюджетов, за счет средств фондов поддержки научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов. В этой связи, на наш взгляд, следует рассмотреть вопрос об определении в данном случае органа, устанавливающего требования к таким центрам коллективного пользования научным оборудованием и уникальным научным установкам, а также устанавливающего порядок их функционирования.
На основании проектируемых пунктов 1, 2 статьи 15 Федерального закона N 127-ФЗ (пункт 4 статьи 1 проекта) финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности может осуществляться, в том числе муниципальными образованиями. В этом случае следует рассмотреть вопрос о необходимости определения указанного источника финансирования для создания центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок (проектируемое дополнение пункта 2 статьи 5 Федерального закона N 127). При этом в названном дополнении нуждается в унификации понятие "за счет ассигнований федерального бюджета", учитывая, что в действующей редакции Федерального закона N 127-ФЗ используется иное понятие "за счет средств федерального бюджета".
В соответствии с проектируемым пунктом 2 статьи 15 Федерального закона N 127-ФЗ финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности осуществляется посредством выделения бюджетных ассигнований, в том числе фондам поддержки указанной деятельности. Названные проектируемые нормы необходимо соотнести с проектируемыми пунктом 3 статьи 15 и пунктом 1 статьи 15.1 Федерального закона N 127-ФЗ, исходя из смысла которых, на наш взгляд, финансовое обеспечение осуществляется не посредством предоставления бюджетных ассигнований фондам, а самими фондами. При этом бюджетные средства предоставляются фондам в установленном законом порядке.
Согласно проектируемым изменениям статьи 15.1 Федерального закона N 127-ФЗ государственные фонды определены как фонды, учредителем которых являются Российская Федерация или субъекты Российской Федерации и созданные в организационно-правовой форме бюджетного или автономного учреждения. С учетом этого неясным является исключение из понятия "государственный фонд" фондов, также созданных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации в форме фонда. При этом далее по тексту установлены положения, устанавливающие различные требования к указанным фондам. Кроме того, в новой редакции статьи 15.1 Федерального закона N 127-ФЗ не используется понятие "федеральный государственный фонд". Вместе с тем, обращаем внимание, что такое понятие сохраняется в пункте 2 статьи 13 Федерального закона N 127-ФЗ.
Проектируемый пункт 1 статьи 15.1 Федерального закона N 127-ФЗ рекомендуется после слов "из различных источников" дополнить словами "не запрещенных законодательством Российской Федерации".
Положение, определенное абзацем 5 пункта 1 статьи 15.1 Федерального закона N 127-ФЗ и устанавливающее возможность передачи отдельных функций и полномочий учредителя государственных фондов, нуждается в дополнительном обсуждении (неясным является порядок такой передачи).
Требует уточнения проектируемая редакция абзаца 6 пункта 1 статьи 15.1 Федерального закона N 127-ФЗ, согласно которой правовое положение фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (далее - Фонды) определяется проектируемым федеральным законом с учетом особенностей, установленных для фондов, созданных отдельными федеральными законами. В этой связи полагаем, что проект устанавливает особенности правового положения, а его основы определяются другими законодательными актами, например, Федеральным законом N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Предусмотренные в проектируемом пункте 2 статьи 15.1 Федерального закона N 127-ФЗ положения о порядке проведения экспертизы научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, финансируемых Фондами, требуют согласования с положениями статьи 14 Федерального закона N 127-ФЗ, которые определяют иной порядок организации и проведения экспертиз научной и научно-технической деятельности.
На основании проектируемого пункта 4 статьи 15.1 Федерального закона N 127-ФЗ установлена обязанность Фондов разрабатывать среднесрочные (на три года) и долгосрочные (на пять и более лет) программы поддержки научной, научно-технической деятельности. Указанные положения необходимо сооотнести с нормами статьи 3 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", согласно которым среднесрочный период определен как период, следующий за текущим годом, продолжительностью от трех до шести лет включительно, а долгосрочный период как период, следующий за текущим годом, продолжительностью более шести лет. Кроме того, требует уточнения отсутствие положения о разработке программ поддержки инновационной деятельности.
В статье 2 проекта необходимо уточнить дату вступления в силу проектируемого закона (истекшая к настоящему времени).
Замечания юридико-технического характера по тексту проекта переданы в Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.