Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и наукоемким технологиям
на проект федерального закона N 671750-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования финансовых инструментов и механизмов поддержки научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рассмотрел проект федерального закона N 671750-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования финансовых инструментов и механизмов поддержки научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусматриваются меры по изменению подходов к финансированию научных исследований и инновационной деятельности на основе дальнейшего развития системы государственных и негосударственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, создаваемых в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
Предложена новая редакция статей 15 и 15.1 указанного Федерального закона, которыми устанавливаются единые подходы и требования для всех фондов, независимо от того, кто является учредителем таких фондов (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или частное лицо).
При этом фонды (независимо от вида и учредителя) наделяются полномочиями, достаточными не только для финансирования научных исследований по договору гранта, но и проектов, направленных на перспективное развитие научных и образовательных организаций.
Особое внимание законопроект уделяет информационной открытости деятельности фондов на всех стадиях их работы, начиная от организации конкурсов до завершения выполнения финансируемых работ. Законопроект предусматривает размещение фондами на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) в государственных информационных системах информацию о собственной деятельности.
Одновременно законопроектом вводится ряд определений, необходимых для перехода к проектной модели финансирования научных исследований, новым механизмам адресной поддержки развития и содержания научной инфраструктуры, в том числе центров коллективного пользования и уникальных научных установок.
Оценивая в целом положительно указанный законопроект необходимо указать на некоторые неточности, которые необходимо устранить при его доработке ко второму чтению.
Так, законопроектом закрепляется норма о том, что научные и образовательные организации вправе создавать центры коллективного пользования научным оборудованием в качестве своих структурных подразделений (совокупность структурных подразделений). В этой связи, Комитет обращает внимание, что в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" осуществление научной деятельности в качестве одной из основных целей своей деятельности закреплено только за образовательными организациями высшего образования.
По поводу предусмотренного подпунктом а пункта 2 статьи 1 законопроекта дополнения статьи 4 Закона о науке, Комитет отмечает, что указанная норма уже существует в связи принятием Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 443-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей". Аналогичное замечание присутствует в заключениях Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Счетной палаты, Правого управления Государственной Думы, которые поступили в Комитет ГД по науке и наукоемким технологиям.
Законопроект поддержан Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
Давая положительную оценку концепции законопроекта, Комитет обращает внимание на необходимость внесения некоторых юридико-технических правок.
Комитет СФ отмечает, что предлагаемое законопроектом определение уникальной научной установки как "совокупности научного оборудования, не имеющего аналогов в Российской Федерации и востребованного научными и (или) образовательными организациями, функционирующего как единое целое, созданного научной или образовательной организацией в целях получения научных результатов, которых невозможно достичь на других объектах" не предполагает возможности использования в составе уникальной научной установки серийного научного оборудования (например, измерительных приборов).
Далее, в пункте 3 статьи 1 законопроекта комитет считает целесообразным установить, что требования к центрам коллективного пользования научным оборудованием и уникальным научным установкам, которые созданы научными и образовательными организациями за счет ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и (или) функционирование которых обеспечивается за счет таких ассигнований, а также порядок их функционирования определяются законодательством субъекта Российской Федерации.
Также имеется заключение на законопроект Комитета-соисполнителя - Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
В заключении Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, в частности, содержится следующее замечание: по мнению комитета-соисполнителя, в отношении проектируемых статей 15 и 15.1, устанавливающих единые подходы и требования к созданию и организации деятельности всех фондов, независимо от того, кто является их учредителем Российская Федерации или субъект РФ необходимо учитывать, что нормами части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) определяется исчерпывающий перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Создание и организация деятельности фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности не предусмотрено в перечне полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, установленном в части 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ. Чтобы избежать несогласованности между нормами Федерального закона N 127-ФЗ и Федерального закона N 184-ФЗ комитет предлагает внести изменение в часть 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, предусматривающее указанное полномочие органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы содержится ряд замечаний и уточнений, а также правки юридико-технического характера, которые могу быть учтены и устранены при дальнейшей работе над законопроектом.
На законопроект поступило 55 отзывов из органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Все отзывы - положительные. В частности, Администрация Томской области предлагает конкретизировать перечень "иных организаций", указанных в пункте 2 статьи 15 проекта закона. Иных предложений и замечаний не поступило.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении с учетом его доработки ко второму чтению.
Председатель комитета |
В.А. Черешнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.