Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 671750-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования финансовых инструментов и механизмов поддержки научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 671750-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования финансовых инструментов и механизмов поддержки научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), предусматривающие совершенствования финансовых инструментов и механизмов поддержки научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации. Законопроект разработан в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию 29 октября 2012 г. (N Пр-3048 от 12 ноября 2012 г.).
Положениями законопроекта предусматриваются меры по изменению подходов к финансовому обеспечению научной, научно-технической, инновационной деятельности на основе создания и развития системы государственных и негосударственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (далее - фонды).
Нормами законопроекта предусмотрена новая редакция статей 15 и 15.1 указанного Федерального закона, устанавливающая единые подходы и требования относительно создания и организации деятельности всех фондов, независимо от того, кто является их учредителем (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или частное лицо). При этом фонды (независимо от их вида и учредителя) фонды наделяются всеми необходимыми полномочиями для финансовой поддержки научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов (формирование направлений научных исследований и разработок, поддерживаемых фондом, проведение экспертизы научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, финансовое обеспечение реализации которых полностью или частично будет и (или) осуществляется за счет средств фондов, при проведении конкурсного отбора и на всех стадиях реализации таких программ и проектов и другими полномочиями).
Положения законопроекта (проектируемая статья 15.1 Федерального закона N 127-ФЗ) предусматривают, что фонды могут создаваться Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также физическими и (или) юридическими лицами в организационно-правовой форме фонда.
В то же время необходимо учитывать, что нормами части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) определяется исчерпывающий перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). В согласовании с пунктом 53 части 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации относится только организация и осуществление региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе научными организациями субъекта Российской Федерации. Создание и организация деятельности фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности не предусмотрено в перечне полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, установленном в части 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ. Поэтому в случае принятия законопроекта в целях избежания несогласованности между нормами Федерального закона N 127-ФЗ и Федерального закона N 184-ФЗ необходимо внести изменение в часть 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, предусматривающее указанное полномочие органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в настоящее время существуют муниципальные образования, имеющие статус наукограда. Согласно статье 1 Федерального закона от 07.04.1999 N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" под наукоградом Российской Федерации понимается муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. В связи с этим, полагаем, что органам местного самоуправления наукоградов также необходимо предоставить право на создание фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности.
Нормами законопроекта научным и образовательным организациям также предлагается предоставить возможность создавать центры коллективного пользования научным оборудованием и уникальные научные установки. Применение данных институтов позволит более эффективно обеспечивать выполнение работ и оказание услуг для проведения научных исследований, экспериментальных разработок, в том числе комплексных и междисциплинарных научных и (или) научно-технических проектов, а также получение научных результатов.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.