Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 690757-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Пунктом 1 статьи 1 проекта федерального закона вносятся изменения в статью 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), устанавливающие административную ответственность в том числе за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при использовании, хранении и захоронении отходов производства и потребления (проектируемая часть 1 статьи 8.2 Кодекса). Данная проектируемая норма нуждается в уточнении с учетом положений Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", которым термин "использование отходов" был заменен новым термином "утилизация отходов" (см. также статью 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Проектируемая часть 2 статьи 8.2 Кодекса, в которой устанавливается административная ответственность за "несоблюдение экологических требований при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ", нуждается в уточнении исходя из статьи 47 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), в которой определены требования в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов. Кроме того, согласно статье 47 Федерального закона N 7-ФЗ потенциально опасные химические вещества включают в себя радиоактивные вещества, в связи с чем обращаем внимание на статью 9.6 Кодекса.
В отношении установления административной ответственности за неисполнение обязанностей по восстановлению нарушенных земель в проектируемой части 5 статьи 8.2 Кодекса обращаем внимание на часть 1 статьи 8.7 Кодекса, предусматривающей административную ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель.
В проектируемой части 6 статьи 8.2 Кодекса для должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, установлено одинаковое наказание. Поскольку по общему правилу, установленному в примечании к статье 2.4 Кодекса, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, в санкции данной части достаточно указать только должностных лиц.
Кроме того, полагаем обоснованным уточнить размеры административных штрафов, налагаемых на разные категории субъектов административной ответственности, с точки зрения их соразмерности.
Поскольку в частях 4 - 6 статьи 8.2 Кодекса не предусмотрено административное приостановление деятельности, в часть 2 статьи 23.1 Кодекса необходимо внести соответствующие изменения.
Следует учитывать, что в настоящее время в статье 23.36 Кодекса указание на статью 8.2 Кодекса не содержится.
Также полагаем необходимым уточнить, не имеется ли в связи с проектируемыми изменениями в Кодекс оснований для внесения изменений также в статью 14.26 и пункт 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса.
Предлагаемая проектом замена термина "природоохранные требования" на термин "экологические требования" (статья 2 проекта) повлечет за собой необходимость более существенной корректировки терминологии законодательства в области охраны окружающей среды. Так, по нашему мнению, термин "природоохранные требования" непосредственно связан с другим, распространенным в законодательстве термином - "природоохранные мероприятия", поскольку через их осуществление реализуются установленные требования. Однако последний проектом не корректируется (более того, в отдельных случаях этот термин используется наряду с термином "экологические мероприятия", см., например, Федеральный закон от 2 мая 1997 года N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия"). Кроме того, законодательство использует множество производных терминов от термина "природоохранные требования" (например, природоохранные нормативы, природоохранные меры, природоохранная деятельность, природоохранные учреждения, природоохранные проекты и другие).
В отношении проектируемых изменений статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации (статья 3 проекта) обращаем внимание на то, что в Государственной Думе ко второму чтению готовится проект федерального закона N 359461-5 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым пункт 1 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации излагается в новой редакции.
Наименование проекта необходимо изложить в следующей редакции:
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Иные замечания юридико-технического характера переданы в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.