Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 690757-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации"
(об уточнении составов административных правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект федерального закона.
Законопроект предусматривает установление дифференцированной ответственности за ряд административных правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления с учетом положений Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
Действующая редакция статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами. При этом диспозиция данной нормы охватывает все случаи несоблюдения указанных правил, а санкция не позволяет осуществить индивидуализацию административного наказания с учетом характера конкретного деяния, в том числе, например, в зависимости от класса опасности отходов, а также возможных или наступивших последствий совершенного правонарушения.
Законопроект выделяет самостоятельные составы административных правонарушений с учетом конкретных требований, предъявляемых к обращению с отходами, относящимися к различным классам опасности. При этом санкции предлагаемых частей статьи 8.2 позволяют применить соответствующее характеру нарушения административное наказание.
Комитет поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
В то же время, по содержанию отдельных норм законопроекта имеются замечания.
Так, необходимо разграничить составы административных правонарушений, предусмотренных предлагаемой частью 5 статьи 8.2 Кодекса (неисполнение обязанностей по восстановлению нарушенных земель) и частью 1 статьи 8.7 Кодекса (невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель).
Также в ходе дальнейшей работы необходимо уточнить содержание и соотношение ряда используемых в законопроекте и в действующем законодательстве понятий, в том числе понятий "опасные вещества" и "потенциально опасные вещества", а также понятий "использование отходов" и "утилизация отходов". Неопределенность содержания и соотношения указанных понятий может повлечь их расширительное толкование на практике и привести к повышению административной нагрузки на хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем, высказанные замечания не носят концептуального характера и могут быть учтены в ходе дальнейшей работы над рассматриваемым проектом федерального закона.
Комитет поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству 26 февраля 2015 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.