Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 760947-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам поддержки народных художественных промыслов"
Досье на проект федерального закона
Народные художественные промыслы (далее - НХП) являются уникальным глубинным пластом отечественной культуры, основанным на сохранении, возрождении и развитии многовековых традиций искусства народов России.
На территории Российской Федерации действуют свыше 170 организаций НХП. Однако в рыночных условиях они оказались в трудном финансовом положении, которое усугубляется экономическим кризисом. Средняя зарплата мастеров и художников промыслов составляет лишь 40% от средней по стране. Их численность ежегодно сокращается примерно на 10%. Большая часть организаций НХП убыточна или малорентабельна (рентабельность производств организаций НХП в среднем составляет до 5%). Многие из них находятся на грани банкротства. Крайне слабо ведутся работы по техническому перевооружению и модернизации, что определяет значительное количество морально и физически устаревшего оборудования подготовительных производств.
На сегодняшний день возникла реальная угроза распада сложившихся творческих и трудовых коллективов и утраты традиций искусства многих промыслов. Их сохранение и развитие в таких условиях в настоящее время возможно только за счет специальной государственной политики, направленной на поддержку данной отрасли. Причем поддержка должна осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О народных художественных промыслах" (далее - Закон) Минпромторгом России утвержден Перечень организаций НХП, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета (далее - Перечень). В настоящее время данный Перечень включает 78 организаций НХП из 34 субъектов Российской Федерации. Однако на практике не все организации НХП, включенные в Перечень, получают федеральные субсидии. Связано это с тем, что средств, выделяемых из федерального бюджета на поддержку организаций НХП России, включенных в Перечень, не достаточно.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона по формальным критериям эти организации не могут получить поддержку и на региональном уровне, например, в рамках региональных государственных программ поддержки сферы НХП или малого и среднего предпринимательства.
Аналогичные положения содержатся в Федеральных законах "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В целях устранения формальных причин, препятствующих эффективному сочетанию мер государственной поддержки НХП на федеральном и региональном уровнях подготовлена законодательная инициатива по внесению изменений в:
Закон Российской Федерации от 09 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Федеральный закон от 06 января 1999 года N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах";
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
При этом законопроектом предусматривается условие, что региональные органы государственной власти не могут предоставлять субсидии организациям НХП для возмещения расходов, которые фактически возмещены за счет средств субсидий из федерального бюджета.
Принятие проекта федерального закона позволит сохранить многие производства российских народных художественных промыслов, их трудовые коллективы и будет способствовать реализации государственной политики, направленной на поддержку, сохранение и развитие народных художественных промыслов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам поддержки народных художественных промыслов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам поддержки народных художественных промыслов" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
Федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам поддержки народных художественных промыслов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам поддержки народных художественных промыслов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.