Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 655939-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Мельниковым, С.Н. Решульским, В.С. Шурчановым, Н.В. Коломейцевым, С.П. Обуховым, В.Г. Соловьевым, А.А. Пономарёвым, С.П. Мамаевым
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел указанный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 65 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), направленные на изменение требований к установлению срока для досрочного голосования на избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, образованных за пределами территории Российской Федерации, а также находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено, который ограничивается 15 днями до дня голосования (в действующей редакции - не ранее чем за 20 дней до дня голосования), и на ограничение действия положений о досрочном голосовании, установленных пунктами 2 - 15 указанной статьи, только в отношении проведения референдума субъекта Российской Федерации и местного референдума, исключив тем самым возможность досрочного голосования при проведении выборов для граждан, которые в день голосования по уважительной причине будут отсутствовать по месту своего жительства и не смогут прибыть в помещение для голосования. На основании данных изменений уточняются отдельные положения статей 67 и 68 Федерального закона, закрепляющие требования к сортировке бюллетений, подсчету голосов, составлению протокола об итогах голосования.
По мнению авторов, законопроект направлен на упорядочение проведения досрочного голосования, предотвращение различных злоупотреблений и фальсификаций в связи с тем, что его проведение труднее проконтролировать представителям оппозиционных партий, чем голосование в день выборов.
Комитет отмечает, что авторы законопроекта предлагают изложить пункт 1 статьи 65 Федерального закона в редакции, которая действовала до внесения в указанный пункт изменений Федеральным законом от 05.05.2014 года N 95-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ).
Вышеуказанные изменения в пункт 1 статьи 65 Федерального закона были внесены Федеральным законом N 95-ФЗ исходя из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 11-П, которым пункт 1 статьи 65 (аналогичный предлагаемому законопроектом) был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащиеся в нем положения исключают для гражданина Российской Федерации, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иных уважительных причин), возможность проголосовать досрочно на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления в порядке, аналогичном установленному пунктами 2-9 статьи 65 Федерального закона.
Предлагаемое законопроектом регулирование способно подтолкнуть гражданина к отказу от участия в голосовании, если по таким причинам как отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья он не сможет присутствовать в день голосования на избирательном участке.
Кроме того, отказ в реализации права на досрочное голосование избирателей, которые в день голосования по уважительным причинам будут отсутствовать по месту своего жительства и не смогут прибыть на избирательный участок, ставит их в неравное положение по сравнению с другими гражданами, которые такую возможность имеют.
Предлагаемые законопроектом изменения не согласуются с требованиями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации
Вместе с тем, комитет полагает, что институт досрочного голосования является дополнительной гарантией реализации избирательных прав граждан, которые хотели бы принять участие в голосовании на выборах или референдуме, но по различным уважительным причинам не могут сделать этого в день голосования на избирательных участках, где они включены в список избирателей, участников референдума.
Данный институт призван обеспечить избирателям, участникам референдума возможность отдать свои голоса, не допуская несоразмерных обременений и не создавая непреодолимых препятствий.
При установлении условий и порядка голосования на выборах необходимо исходить из того, что вводимые процедуры призваны, не нарушая принципа свободных выборов, обеспечивать избирателям, насколько это возможно, беспрепятственное участие в голосовании, на что указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 15 апреля 2014 года N 11-П.
Наряду с этим, Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на то, что изменения, вносимые в правовое регулирование, в том числе с учетом влияния таких факторов как внутренняя трудовая миграция, сезонные работы, периоды дачных работ и отпусков, должны отвечать критериям необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не приводить к нарушению прав и свобод, гарантируемых Конституцией Российской Федерации.
Кроме того, в случае, если у избирательной комиссии возникнут сомнения в уважительности указанной избирателем причины, в соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 4 июня 2014 года N 233/1480-6 "О порядке и сроках представления информации о числе избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно, и методических рекомендациях о порядке проведения досрочного голосования в помещениях комиссий на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме" комиссия может рассмотреть поступившее заявление на своем заседании и решить вопрос о допуске заявителя к участию в досрочном голосовании.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 11 февраля 2015 года
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.