Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 763980-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций" подготовлен в связи с необходимостью уточнения ряда положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации регулирующего правоотношения в области защиты личности, имущества, общества и государства от пожаров, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при угрозе военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций.
В действующих редакциях Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" содержатся требования к обучению населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в области гражданской обороны.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучение является целенаправленным процессом организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Осуществлять же обучение имеет право только юридическое лицо, действующее на основании лицензии. Обучение же в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, согласно нормативных правовых актов Российской Федерации, должно проводиться не только в лицензированных организациях, таких как образовательные учреждения МЧС России, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, в иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, но и по месту работы, учебы и месту жительства граждан.
С целью, приведения положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предлагается ввести соответственно понятия "подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций" и "подготовка населения в области гражданской обороны".
Кроме того, в текстах указанных законов уточнены требования подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, в частности в Федеральном законе от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В статье 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предлагается уточнить задачу единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с "прогнозирования и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций" на задачу "прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценки социально-экономических последствий", поскольку эта задача наиболее точно отражает процесс прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (статья 4) определен порядок назначения и полномочия руководителя работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, однако отсутствует порядок назначения и полномочия руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций, непосредственно находящегося в зоне чрезвычайной ситуации и руководящего аварийно-спасательными и другими неотложными работами. С целью устранения данного пробела предлагается внести дополнение в статью 4 следующего содержания "Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации, силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайной ситуации".
Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации устанавливаются законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В Федеральном законе от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" упоминается несколько названий одного и того же документа - плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В целях устранения указанной коллизии предлагается уточнить подпункт "д" статьи 14 и абзац 3 пункта 1 статьи 18.
В законопроекте раскрываются понятия организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне, и подготовки населения в области гражданской обороны.
В настоящее время термин "организации, отнесенные к категории по гражданской обороне" законодательно не закреплен, (отнесение организаций к категориям по гражданской обороне регламентировано постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 года N 1115).
Законопроектом предлагается расширить понятийный аппарат Федерального закона "О гражданской обороне", предлагается установить понятие "подготовка населения в области гражданской обороны", включающее в себя не только обучение населения в области гражданской обороны, но и привитие населению практических знаний, умений и навыков, необходимых для организации защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих как при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также адекватность действий в условиях этих опасностей.
В целях качественного осуществления мероприятий по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций, в законопроекте уточнены полномочия Правительства Российской Федерации в части определения порядка выполнения мероприятий по непосредственной подготовке к приведению и по приведению в готовность гражданской обороны в Российской Федерации.
Для повышения эффективности управления гражданской обороной законопроектом вводится статья 12.1, устанавливающая органы обеспечения деятельности РСЧС на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях (Национального центра управления в кризисных ситуациях, центров управления в кризисных ситуациях региональных центров и центров управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "статья 4.1"
Законопроект также направлен на совершенствование правового регулирования вопросов обеспечения пожарной безопасности, устранение правовых пробелов и разрешение правовых коллизий в данной сфере, а также уточнение терминологических формулировок.
Терминологический аппарат Федерального закона "О пожарной безопасности" (далее - Закон) нуждается в изменениях, связанных с необходимостью введения новых терминов и группирования используемых в Законе терминов в статье, содержащей основные понятия.
Введение термина "существенное нарушение обязательных требований пожарной безопасности, создающее угрозу жизни и здоровью граждан" обусловлено необходимостью исполнения мероприятий по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, предусматривающих обеспечение внесений в законодательство Российской Федерации изменений, устанавливающих запрет на осуществление в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с 1 января 2016 года в течение трёх лет плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства, у которых по итогам предшествующих трёх лет не выявлено существенных нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации, за исключением случаев выявления нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью граждан.
Введение термина "обучение мерам пожарной безопасности" связано с необходимостью приведения Закона в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" исходя из принципов системности юридической терминологии.
Определение "противопожарная пропаганда" в действующей редакции Закона содержится в статье, определяющей законодательные основы осуществления противопожарной пропаганды и обучения мерам пожарной безопасности.
В законопроекте предлагается уточнить функции системы обеспечения пожарной безопасности по организации и осуществлению профилактики пожаров.
В целях устранения правых коллизий при применении статьи 12 Закона законопроектом уточняются категории организаций, которые могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проходят рассмотрение законодательные инициативы по установлению пожарно-спасательных гарнизонов.
В этой связи в Закон вводится статья, определяющая состав пожарно-спасательных гарнизонов, их функции, виды, органы управления, а также устанавливающая полномочия начальников пожарно-спасательных гарнизонов. Одновременно законопроектом предлагается уточнить предмет деятельности по проведению аварийно-спасательных работ, состав сил и средств, привлекаемых к данным работам, полномочия руководителя тушения пожара.
Законопроектом вносятся изменения в состав выполняемых работ и оказываемых услуг в области пожарной безопасности, с целью устранения правовых коллизий с нормами действующего законодательства.
Законопроектом упорядочивается деятельность по обучению работников организаций мерам пожарной безопасности. Устанавливается, что порядок обучения работников организаций мерам пожарной безопасности, а также требования к содержанию программ обучения, процедура их утверждения и согласования определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Эта законодательная новелла обусловлена необходимостью обеспечения единообразного подхода ко всем субъектам деятельности по обучению работников организаций требованиям пожарной безопасности.
Законопроектом уточняются права и обязанности организаций в области пожарной безопасности.
Предлагаемые в законопроекте изменения позволят обеспечить согласованные и эффективные действия органов государственной власти, местного самоуправления, а также организаций направленные на подготовку населения от чрезвычайных ситуаций, повысить эффективность деятельности органов управления на всех уровнях функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивающих безопасность населения и территорий от угроз природного и техногенного характера, пожарной безопасности и гражданской обороны.
Реализация указанного проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций"
Предлагаемый проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций", направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации регулирующего правоотношения в области защиты личности, имущества, общества и государства от пожаров, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при угрозе военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.