Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 655944-6 "О внесении изменений в статью 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Мельниковым, С.Н. Решульским, В.С. Шурчановым, Н.В. Коломейцевым, С.П. Обуховым, В.Г. Соловьевым, А.А. Пономарёвым, С.П. Мамаевым
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел указанный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 65 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), согласно которым предлагается предоставить возможность досрочного голосования только избирателю, участнику референдума, который в день голосования по уважительной причине, сопряженной с выездом за пределы субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в которых проводятся выборы или референдум (отпуск, командировка, режим трудовой деятельности и учебной деятельности, выполнение государственных обязанностей, состояние здоровья), будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования.
При этом избирательная комиссия наделяется правом проверить указанную в заявлении избирателем, участником референдума причину досрочного голосования и в случае ее неподтверждения обязана отказать в выдаче бюллетеня.
По мнению авторов, законопроект направлен на предотвращение различных злоупотреблений и фальсификаций при досрочном голосовании в связи с тем, что его проведение труднее проконтролировать представителям оппозиционных партий, чем голосование в день выборов.
Вместе с тем, Комитет полагает, что институт досрочного голосования является дополнительной гарантией реализации избирательных прав граждан, которые хотели бы принять участие в голосовании на выборах или референдуме, но по различным уважительным причинам не могут сделать этого в день голосования на избирательных участках, где они включены в список избирателей, участников референдума.
Данный институт призван обеспечить избирателям, участникам референдума возможность отдать свои голоса, не допуская несоразмерных обременений и не создавая непреодолимых препятствий.
При установлении условий и порядка голосования на выборах необходимо исходить из того, что вводимые процедуры призваны, не нарушая принципа свободных выборов, обеспечивать избирателям, насколько это возможно, беспрепятственное участие в голосовании, на что указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 15 апреля 2014 года N 11-П.
Наряду с этим, Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на то, что изменения, вносимые в правовое регулирование, в том числе с учетом влияния таких факторов как внутренняя трудовая миграция, сезонные работы, периоды дачных работ и отпусков должны отвечать критериям необходимости, разумности и соразмерности с тем, чтобы не приводить к нарушению прав и свобод, гарантируемых Конституцией Российской Федерации.
Кроме того, в случае, если у избирательной комиссии возникнут сомнения в уважительности указанной избирателем причины, в соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 4 июня 2014 года N 233/1480-6 "О порядке и сроках представления информации о числе избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно, и методических рекомендациях о порядке проведения досрочного голосования в помещениях комиссий на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме" комиссия может рассмотреть поступившее заявление на своем заседании и решить вопрос о допуске заявителя к участию в досрочном голосовании.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Федерального закона под уважительными причинами досрочного голосования понимается отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины.
Введение дополнительного требования об указании гражданином в заявлении причины досрочного голосования и права избирательной комиссии ее проверки при отсутствии необходимых для этого критериев ставит реализацию конституционных прав граждан в зависимость от решения избирательной комиссии.
Законопроект не содержит гарантий реализации права на участие в выборах в качестве избирателя, и как следствие возникают правовые предпосылки для отказа гражданина от участия в голосовании при нежелании предоставления персональных данных о себе и тем самым вводится ограничение активного избирательного права тех граждан, которые по указанным уважительным причинам не смогут в день голосования прибыть на избирательный участок. Предлагаемые законопроектом изменения не согласуются с требованиями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, в законопроекте не учитывается, что к уважительным причинам, установленным пунктом 2 статьи 65 Федерального закона, позволяющим голосовать досрочно, относятся в том числе режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья, которые не обязательно должны предполагать выезд за пределы субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в которых проводятся выборы или референдум.
Также в предлагаемой законопроектом редакции пункта 2 статьи 65 Федерального закона в отличие от действующей редакции этой нормы не предусмотрены сроки проведения досрочного голосования в избирательных комиссиях соответствующего уровня, что на практике приведет к неоднозначному ее толкованию и создаст препятствия в реализации гражданами предоставленного права досрочного голосования.
Таким образом, отсутствие у гражданина необходимости (в частности, при особом режиме трудовой деятельности) или возможности (например, по причине лечения в стационаре) выезда за пределы субъекта Российской Федерации или муниципального образования может привести к неравенству в реализации избирательных прав, права на участие в референдуме по сравнению с теми гражданами, которые в случае указанного выезда обладают правом проголосовать досрочно.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 11 февраля 2015 года
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.