Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 767287-6 "О внесении изменений в статьи 12.3, 12.37 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
По действующему законодательству при управлении транспортным средством водитель обязан иметь при себе водительское удостоверение, регистрационные документы на транспортное средство и страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусматривает штрафные санкции к водителю транспортного средства в случае неисполнения установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности. Во многих регионах России причиной отсутствия страхового полиса является не отказ автовладельца нести расходы по обязательному страхованию, а объективные условия намеренного или ненамеренного усложнения страховыми компаниями процедур и условий заключения (изменения) или продления полиса ОСАГО.
В соответствии со статьей 14 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Правил ОСАГО), страховая компания не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцу транспортного средства в случае его обращения. Однако на практике многие страховые компании при заключении, продлении или изменении условий договора ОСАГО (включение в полис дополнительно данных о водителе, имеющем право управлять транспортным средством и др.) навязывают дополнительные услуги. При отказе заключить договоры об оказании дополнительных услуг приводятся в действие различные механизмы, препятствующие заключению основного договора страхования ОСАГО (отсутствие бланков полиса ОСАГО, требование представить документы, не предусмотренные статьей 15 Правил ОСАГО, искусственные очереди в офисе страховщика и др.). В результате получение страхового полиса затягивается на неопределенное время не по вине автовладельца.
В соответствии с КоАП к административной ответственности привлекается водитель, если его данные не вписаны в страховой полис ОСАГО. Административная ответственность наступает и в случае, если транспортное средство застраховано, но водитель не может предъявить проверяющему страховой полис ОСАГО по разным причинам - зависящим (забыл взять перед поездкой) или не зависящим от водителя. Одной из основных типичных причин, не зависящих от водителя, в последнее время является деятельность служб эвакуаторов. Если водитель оставил полис ОСАГО в транспортном средстве, которое было принудительно эвакуировано, предъявление полиса сотрудникам ГИБДД невозможно до тех пор, пока водителю не будет возвращено транспортное средство или пока к транспортному средству ему не будет обеспечен доступ. В результате водитель вынужден для предъявления страхового полиса добираться на стоянку, где находиться принудительно эвакуированное транспортное средство, затрачивая зачастую немалое время. В целях экономии времени водитель вынужден заявить, что полиса у него якобы нет. А за отсутствие полиса водитель наказывается еще одним дополнительным штрафом.
Учитывая, сложившуюся практику привлечения водителей к административной ответственности в связи с использованием полисов ОСАГО, представляется оправданным и справедливым внесение изменений в КоАП, смягчающих ответственность как за отсутствие полиса ОСАГО у автовладельца, так и за невозможность его предъявления сотруднику ГИБДД.
В настоящее время частью 2 статьи 12.3 КоАП предусматривается наказание в виде предупреждения или штрафа в размере 500 рублей за управление автомобилем, водителем не имеющим при себе полиса ОСАГО. Информация обо всех страхователях, имеющих полис ОСАГО должна содержаться в общей электронной базе, которая ведется страхователями. Поскольку обеспечение доступа сотрудников ГИБДД к этой информации не составляет труда, предлагается исключить наказание в виде штрафа в размере 500 рублей и ограничиться только такой административной мерой как предупреждение.
За управление автомобилем, водителем имеющем при себе недействующий страховой полис, или в случае, если водитель не указан в страховом полисе, частью 1 статьи 12.37 КоАП предусматривается наказание в виде наложения штрафа в размере 500 рублей. Законопроектом предлагается в статье 12.37 КоАП для владельцев транспортных средств, которые имеют при себе недействующий страховой полис или в случае если водитель не указан в страховом полисе, сохранив возможность наложения штрафа в размере 500 рублей, предусмотреть также и более мягкую санкцию - вынесение предупреждения водителю. Для владельцев транспортных средств, в отношении которых установлено заведомое отсутствие страхового полиса или за неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, предлагается сократить размер штрафа с 800 до 500 рублей и ввести одновременно возможность применения более мягкой санкции в виде вынесения предупреждения.
Предлагаемые изменения направлены на защиту прав и интересов автомобилистов в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.3, 12.37 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.3, 12.37 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.3, 12.37 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.3, 12.37 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.