Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 768678-6 "О ратификации Договора о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС"
Досье на проект федерального закона
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 1239-р и во исполнение решений в части пункта VIII протокола N 25, принятого по итогам заседания Правительства Российской Федерации 3 июля 2014 г., российской стороной 15 июля 2014 г. в г. Форталеза (Бразилия) в ходе VI саммита БРИКС подписан Договор о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС (далее - Договор).
Договор разработан центральными банками и министерствами финансов стран БРИКС во исполнение поручения лидеров стран-членов Форума БРИКС по итогам их встречи в г. Лос-Кабос (Мексика) 18 июня 2012 г.
Работа по созданию Пула условных валютных резервов стран БРИКС и по подготовке к подписанию Договора проводилась российской стороной также во исполнение пп. 10 и 11 Этеквинской декларации, принятой по итогам саммита БРИКС в ЮАР 27 марта 2013 г., и в порядке реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации".
В настоящее время запуск работы Пула валютных резервов стран БРИКС и Нового банка развития является одной из важнейших практических инициатив "пятерки".
Основные положения Договора можно свести к следующим пунктам.
1. В случае возникновения проблем с обеспечением национальных финансовых систем долларовой ликвидностью центральные банки стран-членов БРИКС активизируют механизм поддержки партнера по данному Договору путем передачи ему денежных средств в долларах США на условиях срочности, платности и возвратности. Конкретные параметры таких операций будут зафиксированы между ними в специальном соглашении между центральными банками.
2. Общий объем Пула установлен в размере 100 млрд. долларов США. При этом крупнейшая экономика БРИКС - Китай - приняла обязательства представить наибольший объем средств в размере 41 млрд. долларов США, а самая маленькая экономика - ЮАР - наименьшую сумму: 5 млрд. долларов США. Бразилия, Индия и Россия предоставляют по 18 млрд. долларов США каждая.
3. Управление Пулом возлагается на Совет управляющих, Постоянный комитет и координатора, функции которого будет выполнять страна-председатель в Форуме (если только она одновременно не является страной, обратившейся с просьбой об активизации данного механизма валютного сотрудничества).
4. Каждая из сторон Договора вправе в любой момент обратиться к его участникам с просьбой о предоставлении денежных ресурсов в сумме, определяемой в зависимости от максимальных ограничений доступа к средствам Пула, равных величине индивидуального мультипликатора для каждой стороны. При этом для Китая соответствующий мультипликатор к сумме взноса установлен в размере 0,5, а для ЮАР - 2,0. Бразилия, Россия и Индия согласились, что применительно к ним, как заемщикам, этот мультипликатор будет равен 1,0.
5. Использование большей (70%) части ресурсов в рамках странового лимита допускается в том случае, если страна-заемщик имеет согласованную с МВФ стабилизационную программу и выполняет принятые обязательства по данному соглашению. В то же время средства в объеме до 30% странового лимита могут быть использованы без наличия стабилизационной программы с МВФ.
6. Высший орган управления Пулом - Совет управляющих - формируется в составе министров финансов и/или управляющих центральными банками стран-членов БРИКС. Именно этот орган принимает ключевые и стратегические решения по выполнению обязательств сторон, вытекающих из статей Договора о создании Пула. В частности, в функции Совета управляющих Пула будут входить пересмотр финансовых вкладов в Пул, принятие новых членов, условия применения санкций за невыполнение обязательств, пересмотр лимитов допуска и размеров мультипликаторов и т.д. Все решения в рамках Совета управляющих будут приниматься консенсусом.
Оперативное управление Пулом осуществляет Постоянный комитет в составе директоров и их заместителей, избранных из числа представителей центральных банков сторон Договора (если страна-участник не установит иные правила). Комитет принимает оперативные решения по допуску заемщика к финансовым инструментам Пула: предохранительному инструменту (precautionary instrument) и/или инструменту предоставления ликвидности (liquidity instrument).
Процесс принятия решений Постоянным комитетом в целом основан на принципе консенсуса. Однако ряд решений Комитета будет приниматься простым большинством на основе взвешенной системы голосования.
Это касается, в первую очередь, вопросов использования инструментов Пула: утверждение запросов о выделении средств, продлении использования средств и наложения санкций в случае неисполнения условий Договора.
7. Споры и разногласия, вытекающие из Соглашения, урегулируются, преимущественно, путем переговоров, организуемых и проводимых членами Совета управляющих. В том случае, если проблема остается нерешенной в течение "разумного срока", спор может быть направлен на рассмотрение арбитражного суда, организуемого по правилу Комиссии ООН по спорам в международной торговле (UNCITRAL).
При этом в статье 20(c) Договора все стороны приняли обязательство не использовать в упомянутом суде и при исполнении решений суда ссылки на суверенный иммунитет. Это означает, например, что при вынесении судебного решения о взыскании задолженности российской стороны по данному Договору на имущество Российской Федерации за рубежом может быть наложен арест и другие обеспечительные меры, связанные с исполнением судебного решения. В этой связи в статью 1 проекта федерального закона "О ратификации Договора о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС" включено интерпретирующее заявление, согласно которому статья 20(c) не наносит ущерба привилегиям и иммунитетам Российской Федерации в отношении ее дипломатических миссий и представительств.
Изложенные выше договоренности являются следствием компромиссов и взаимных уступок. В частности, Китай, несмотря на преобладающий вклад в средства Пула, согласился на ограничение допуска к его ресурсам.
Большинство решений в рамках Пула будут приниматься на основе консенсуса. Только несколько вопросов Постоянного комитета, касающиеся допуска сторон Соглашения к средствам Пула, будут приниматься путем простого большинства по взвешенной системе голосования. Выход на такие компромиссные договоренности связан с необходимостью обеспечения эффективности Пула, так как консенсусный принцип позволяет одной стране блокировать весь механизм. Компромиссом является также и применение порога 30% средств в рамках странового лимита. С одной стороны, это дает возможность в некоторой степени отойти от устоявшейся практики разрешения финансовых кризисов с обязательным участием МВФ. С другой стороны, применение порога в 70% обеспечивает сохранность средств Пула.
Участие Российской Федерации в Пуле соответствует национальным интересам нашей страны в силу действия следующих обстоятельств.
Договоренности стран-членов БРИКС о предоставлении друг другу в случае неопределенности ликвидности (денежных средств) в долларах США независимо от политики и настроений ведущих экономик, их центральных банков и МВФ станет важным фактором укрепления суверенитета России, Бразилии, Китая, Индии и ЮАР в такой чувствительной сфере, как международные финансовые отношения. Масштабы возможных своповых операций - до 100 млрд. долларов США - создают предпосылки для эффективной защиты национальных валют от волатильности валютных рынков.
Сотрудничество России, Бразилии, Индии, Китая и ЮАР в финансовой сфере имеет четко выраженное политическое измерение. В условиях, когда власти США фактически заблокировали реформу МВФ и вместе с ней и перестройку международной финансовой архитектуры в интересах развивающихся экономик, договоренности об утверждении Пула могут рассматриваться как доказательство возросшей самостоятельности и независимости членов Форума, что, скорее всего, будет иметь далеко идущие последствия системного характера.
Хотя нынешний уровень международных резервов Российской Федерации (около 352,9 млрд. долларов США по состоянию на 20 марта 2015 г.) дает основание исходить из отсутствия реальных предпосылок для использования Россией возможностей Пула, тем не менее, сам факт того, что данный ресурс может быть задействован, будет играть стабилизирующую роль.
Создание Пула валютных резервов стран БРИКС также соответствует стратегическим целям Российской Федерации в сфере валютно-финансового сотрудничества, зафиксированным в Концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС, утвержденной Президентом Российской Федерации 9 февраля 2013 г., которыми, в частности, являются придание международной валютно-финансовой системе справедливого, стабильного и эффективного характера; развитие привилегированных двусторонних отношений с партнерами Российской Федерации по БРИКС.
Проект федерального закона ратифицирует Договор, подписанный от имени Российской Федерации Председателем Банка России Э.С. Набиуллиной, наделяя Банк России полномочиями по реализации прав и исполнению обязательств Российской Федерации в соответствии с Договором.
В соответствии с проектом федерального закона Банку России и Минфину России поручается заключить межведомственное соглашение о порядке взаимодействия и принятия решений по управлению Пулом условных валютных резервов. При этом предполагается, что полномочиями Управляющего от Российской Федерации в Совете управляющих Пула будет наделен представитель Банка России, а его заместителем будет представитель Минфина России; при принятии решений в рамках Пула российские участники Пула в лице Банка России и Минфина России будут вырабатывать согласованные решения, руководствуясь как финансово-экономическими, так и внешнеполитическими целями и задачами.
Реализация Договора не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, поскольку все расходы по предоставлению ликвидности в рамках Пула, равно как и расходы на финансирование его текущей деятельности будут осуществляться за счет международных резервов Банка России и иных ресурсов в рамках его текущей операционной деятельности.
Поскольку положения Договора устанавливают правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, то в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Договор подлежит ратификации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Договора о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС"
Реализация Договора о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации, поскольку все расходы будут осуществляться за счет международных резервов Банка России и иных ресурсов в рамках его текущей операционной деятельности.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Договора о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС"
В связи с принятием Федерального закона "О ратификации Договора о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Договора о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС"
В связи с принятием Федерального закона "О ратификации Договора о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.