Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 708686-6 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в части полномочия по образованию при главах муниципальных образований советов представителей коренных малочисленных народов),
внесенному членами Совета Федерации А.К. Акимовым, А.М. Ермаковым, В.В. Литюшкиным, А.И. Отке, И.К. Чернышенко, В.А. Штыровым, депутатами Государственной Думы Б.Б. Хамчиевым, Р.И. Худяковым и другими
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 24 февраля 2015 года (протокол N 224, пункт 55) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 708686-6 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", внесенный членами Совета Федерации А.К. Акимовым, А.М. Ермаковым, В.В. Литюшкиным, А.И. Отке, И.К. Чернышенко, В.А. Штыровым, депутатами Государственной Думы Б.Б. Хамчиевым, Р.И. Худяковым и другими.
Законопроектом предлагается дополнить статью 7 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" новым пунктом. Авторы предлагают закрепить право органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и в пределах своих полномочий создавать на общественных началах при главах муниципальных образований советы представителей малочисленных народов, проживающих на территории муниципального образования, для защиты прав и законных интересов указанных народов.
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее. Пунктом 4 статьи 119 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) были исключены некоторые права органов местного самоуправления по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов, в частности, право создавать на общественных началах при органах местного самоуправления советы представителей малочисленных народов. Одной из целей указанного закона было установление статьями 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) закрытых перечней вопросов местного значения для муниципальных образований каждого типа (поселений, муниципальных районов, городских округов), поэтому из федеральных законодательных актов были исключены положения, устанавливающие (перечисляющие, описывающие) полномочия и (или) расходные обязательства субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не подпадающих под вопросы, перечисленные соответственно в статьях 14, 15 и 16 Федерального закона N 131-ФЗ. В связи с вышесказанным, и из Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" были изъяты некоторые пункты статей, касающихся полномочий местного самоуправления в части гарантий коренным малочисленным народам Российской Федерации. Немаловажной целью принятия Федерального закона N 122-ФЗ было указание на регулирование широкой сферы законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (решениями органов местного самоуправления).
В свою очередь, право делегировать уполномоченных представителей малочисленных народов в советы представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления у малочисленных народов осталось. Заметим, что федеральный законодатель не устанавливает ограничений для субъектов Российской Федерации в части закрепления правовых норм, касающихся прав коренных малочисленных народов. В настоящий момент согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2004 года N 255 "О едином перечне коренных малочисленных народов в Российской Федерации", на территории 33 субъектов Российской Федерации проживают коренные малочисленные народы (44 народа). Таким образом, сегодня в региональном законодательстве некоторых субъектов находят отражение нормы, связанные с правовыми гарантиями коренных малочисленных народов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Постановления следует читать как "24 марта 2000 г."
Но более чем десятилетняя практика показывает, что изъятие из федерального законодательства такого положения, как право органов местного самоуправления создавать на общественных началах при органах местного самоуправления советы представителей малочисленных народов, в некоторых субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации негативно отразилось на правах коренных малочисленных народов. В частности, его отсутствие в федеральном законодательстве на практике может стать основанием для отказа в создании совета представителей коренных малочисленных народов.
В свою очередь, внесение предлагаемого изменения в Федеральный закон от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" предполагает внесение корреспондирующего изменения в Федеральный закон N 131-ФЗ в части расширения вопросов местного значения муниципального района. Комитет предлагает внести изменение в пункт 6.2 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ и изложить его в следующей редакции: 6.2. разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культур народов Российской Федерации, на защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов. Указанные изменения в федеральном законодательстве создадут действенный механизм обеспечения прав коренных малочисленных народов Российской Федерации.
На основании вышеизложенного Комитет поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении с учетом указанных в заключении предложений.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.