Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 659325-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенный депутатами Государственной Думы О.А. Ниловым, Д.Ю. Носовым, Р.А. Шлегелем, Д.А. Литвинцевым
Досье на проект федерального закона
1. Законопроект предусматривает дополнение Федерального закона от 08.01.1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон) статьей 53.1, устанавливающей обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занятых деятельностью в сфере оказания услуг по организации досуга, принимать меры, направленные на предупреждение сбыта и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в местах оказания услуг, включающие в себя обеспечение контроля за помещениями и поведением получателей услуг, антинаркотическую пропаганду, незамедлительное информирование правоохранительных органов о лицах, в отношении которых есть основания полагать, что они распространяют либо потребляют наркотические средства или психотропные вещества, удаление таких лиц с территории помещения.
Кроме того, проектом федерального закона предусмотрено дополнение статьи 51 Федерального закона положением, предусматривающим ликвидацию юридического лица в случае совершения им неоднократного (три и более раза) правонарушения, предусмотренного вводимой законопроектом статьей 6.16.2 Кодекса.
Как указано в пояснительной записке, рассматриваемый законопроект будет способствовать повышению эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оздоровлению наркоситуации в стране.
Актуальность вышеперечисленных задач сомнений не вызывает. В то же время, по законопроекту имеется ряд существенных замечаний, не позволяющих рекомендовать его к принятию Государственной Думой в первом чтении.
Прежде всего, необходимо отметить, что в Федеральном законе уже имеется статья 53.1, в соответствии с пунктом 2 которой организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, граждане имеют право участвовать в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании. Учитывая требования указанной статьи Федерального закона, участие юридических лиц в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является их правом, а не обязанностью.
Следует отметить, что содержащийся в законопроекте перечень устанавливаемых обязанностей указанных юридических лиц, а также формулировки "обеспечение контроля за помещениями и поведением получателей услуг", "незамедлительное информирование правоохранительных органов о лицах, в отношении которых есть основания полагать, что они распространяют либо потребляют наркотические средства или психотропные вещества, удаление таких лиц с территории помещений" носят неопределенный и противоречивый характер, что может создать предпосылки к злоупотреблениям со стороны правоохранительных органов в применении санкций административного законодательства.
2. Законопроектом предлагается установить административную ответственность за непринятие юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, занятыми деятельностью в сфере оказания услуг по организации досуга, входящих в их обязанности мер, направленных на предупреждение сбыта и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (часть 1), и за создание юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем условий для сбыта и незаконного потребления наркотических средств или психотропных веществ, выразившееся в предоставлении помещений, транспортных или иных материальных средств, а также осуществление действий, направленных на содействие распространению или употреблению наркотических средств или психотропных веществ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (часть 2), проектируемой статьи 6.16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Необходимо отметить, что в части 2 проектируемой статьи 6.16.2 Кодекса содержится несколько составов административных правонарушений. Таким образом, редакция указанной диспозиции не позволяет четко разделить действия, составляющие разные составы административных правонарушений, а также разграничить ответственность с учетом установленной в разных статьях Уголовного кодекса ответственности за такие преступления как: "Организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов" (статья 232); "Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконный сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества" (статья 228.1) и "Виды соучастников преступлений" (часть 5 статьи 33).
Кроме того, необходимо отметить, что в проектируемой части 1 статьи 6.16.2 Кодекса предусматривается возможность наложения на должностных лиц, совершивших данное правонарушение, административного наказания в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Между тем, максимальный размер административного штрафа за указанное правонарушение для должностных лиц в силу статьи 3.5 Кодекса не может превышать пятидесяти тысяч рублей.
В части 2 статьи проектируемой статьи 6.16.2 предлагается установить административный штраф для юридических лиц одновременно с административным приостановлением деятельности на срок до девяноста суток. Данное предложение не согласуется с положениями статьи 3.3 Кодекса, в соответствии с которой такие виды административных наказаний как административный штраф и административное приостановление деятельности, могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья, являющийся соисполнителем, не поддерживает представленный законопроект.
На основании изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "16" марта 2015 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.