Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 771372-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения порчи земель"
Досье на проект федерального закона
Выжигание сухой травянистой растительности, особенно неконтролируемое или проводимое без соблюдения необходимых мер пожарной безопасности, наносит колоссальный ущерб не только землям агропромышленного комплекса и лесного хозяйства, но и экономике страны в целом. Ведь, кроме повреждения лесных насаждений и снижения плодородия почв, выжигание растительности зачастую приводит к возникновению многочисленных пожаров, причём не только в лесах и на торфяниках, но и в населённых пунктах.
Ежегодно в России происходит более 18 тыс. лесных пожаров, из которых - около 80% возникает по вине человека. Учитывая, что поджоги травы в настоящее время рассматриваются как загорания, не подлежащие официальному статистическому учету (приказ МЧС России от 21.11.2008 N 714 "Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий"), то точных статистических данных возникновения лесных и торфяных пожаров от подожженной травы нет.
По данным Рослесхоза в 2014 году в лесах Российской Федерации, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, зарегистрировано 19,9 тыс. случаев лесных пожаров, в результате чего пострадало 3,7 млн. га земли. По мнению экспертов Гринпис, доля лесных пожаров, возникающих из-за поджогов сухой травы, оценивается на уровне 40%, а доля пожаров на осушенных торфяниках, возникающих от выжигания сухой травы - на уровне 80%. Не говоря уже о степных и лесостепных районах Российской Федерации, где возникновение лесных пожаров от сельскохозяйственных палов, по-прежнему, составляет высокий процент. Так, по данным Рослесхоза, в Республике Калмыкия от указанной причины возникло 60% лесных пожаров, в Астраханской области - 50%, в Томской области - 48,6%.
Массовые травяные палы к тому же являются основной причиной как возникновения, так и быстрого распространения катастрофических лесных пожаров, как это было, например, в Европейско-Уральской части Российской Федерации в 2010 году или на Дальнем Востоке в 2011 году, в Центральной Сибири и на Дальнем Востоке в 2012 и 2015 годах. Если массовые травяные палы совпадают по времени с лесными пожарами, что нередко случается в регионах с резко континентальным климатом или в засушливые периоды, то пожарным приходится одновременно тратить силы на борьбу с теми и другими видами пожаров, что в конечном итоге влияет на производительность их работы в целом.
Отдельно стоит отметить, что практически каждый год выжигание сухой растительности приводит к массовым несчастным случаям: от возгорания жилых домов и хозяйственных построек до травмирования и самого непоправимого - гибели людей. Так 12-13 апреля 2015 года, в результате несанкционированных палов травы в Республике Хакасия, Красноярском и Забайкальском краях, зарегистрировано 137 пожаров (в т.ч. лесных на площади 152,5 тыс. га), где огнем уничтожено 1476 зданий в 56 населенных пунктах, 29 человек погибли, более 2 тыс. чел остались без какого-либо жилья.
В целях предотвращения нанесения ущерба жизни и здоровью граждан, а также объектам животного мира, землям, лесам, защитным лесным насаждениям и ценным природным комплексам, вызванного неконтролируемым выжиганием сухой травянистой растительности, законопроектом предлагается внести изменения в Земельный и Лесной Кодексы РФ, а так же в федеральный закон "О животном мире", направленные на введение прямого запрета на выжигание сухой растительности на территории Российской Федерации. Кроме того, предлагается внести соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, усиливающие ответственность за причинение ущерба землям, лесам, защитным и лесным насаждениям от таких действий.
Принятие данного законопроекта позволит устранить пробелы в законодательстве и ликвидировать условия, способствующие массовому неконтролируемому выжиганию растительности на территории Российской Федерации, что приведёт к снижению количества лесных и торфяных пожаров, возникающих, в том числе в результате массовых травяных палов, и как следствие к уменьшению ущерба, причиняемого пожарами как жизни и здоровью граждан, так и экономики страны в целом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения порчи земель"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения порчи земель" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения порчи земель"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения порчи земель" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.