Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 702680-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона (далее - проект), сообщаем следующее.
Согласно статье 1 проекта вносятся изменения в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках), определяющие порядок, в соответствии с которым Банк России запрашивает у кредитных организаций имеющиеся у них сведения о счетах кандидатов на выборные должности при проведении проверки достоверности сведений, представленных указанными кандидатами.
С учетом этого обращаем внимание, что статья 26 Закона о банках регламентирует состав сведений, включаемых в понятие банковской тайны, определяет субъектов, имеющих право на получение информации, содержащей банковскую тайну, а также случаи предоставления этим субъектам такой информации. Вместе с тем, статьей 1 проекта предлагается дополнить статью 26 Закона о банках положениями, определяющими также порядок запроса указанных сведений, что, по нашему мнению, не соотносится с действующими положениями названной статьи (не относится к предмету ее регулирования). По нашему мнению, следует рассмотреть вопрос об установлении в названной статье положения, определяющего только возможность предоставления кредитными организациями Банку России рассматриваемых сведений. При этом порядок такого предоставления, на наш взгляд, может быть определен в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ).
В проектируемом дополнении статьи 26 Закона о банках даны ссылки на Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 19-ФЗ). В этой связи, по нашему мнению, требуется уточнить, какие случаи, предусмотренные названными законами, имеются ввиду. При этом обращаем внимание, что в соответствии с положениями указанных законов определены, например, случаи представления в избирательную комиссию сведений о принадлежащих кандидатам, их супругам и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств и др. Замечание аналогичного характера может быть отнесено к проектируемым дополнениям главы 12 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ).
Обращаем внимание, что статья 21 Федерального закона N 67-ФЗ, как следует из ее названия и содержания, определяет порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В этой связи, на наш взгляд, нуждается в уточнении редакция дополнения пункта 12 статьи 21 Федерального закона N 67-ФЗ, которой установлены положения, определяющие взаимодействие избирательных комиссий с Центральным банком Российской Федерации.
Кроме того, в случае установления в проекте положения о взаимодействии Банка России и профессиональных участников рынка ценных бумаг рекомендуется рассмотреть вопрос о необходимости внесения соответствующих изменений в статью 42 Федерального закона N 39-ФЗ.
В новой редакции сноски 9 приложения 1 к Федеральному закону N 67-ФЗ, сноски 8 приложения 3 к Федеральному закону N 19-ФЗ, сноски 10 Приложения 1 к Федеральному закону от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" используется понятие "обездвиженные ценные бумаги". Вместе с тем, на основании статьи 1481 Гражданского кодекса Российской Федерации документарные ценные бумаги могут быть обездвижены в соответствии с законом или в установленном им порядке. В этой связи названное понятие после слова "обездвиженные" рекомендуется дополнить словом "документарные".
Обращаем внимание, что в положениях статей 1 и 2 проекта не определен состав персональных данных супругов и несовершеннолетних детей кандидатов на выборные должности, которые могут быть размещены Банком России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в отличие от того, как это сделано в отношении персональных данных самих кандидатов на выборные должности.
Полагаем необходимым отметить, что, как следует из редакции статей 1 и 2 проекта (использования термина "выборные должности"), предлагаемая процедура проверки достоверности сведений не распространяется на сведения, представляемые кандидатами в депутаты.
В соответствии с нормами проекта (например, дополнение главы 12 Федерального закона N 39-ФЗ) определены положения, относящиеся к деятельности Банка России. В этой связи, необходимо учесть требование статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ, согласно которому проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.