Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 694881-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В статье 1 проекта федерального закона устанавливается запрет на приватизацию жилых помещений, предоставленных по договору социального найма в соответствии с частью 6 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, лишившимся единственного принадлежащего им на праве собственности жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального характера, в том числе пожара, наводнения, иного стихийного бедствия. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 03 ноября 1998 года N 25-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность. Учитывая положения проектируемой части 6 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс), жилые помещения в вышеперечисленных случаях предоставляются по договору социального найма в порядке, установленном разделом III Кодекса, то есть в общем порядке, что не исключает возможности передачи их в частную собственность в порядке приватизации. Также, на наш взгляд, необоснованно вводится запрет на обмен жилого помещения (пункт 4 статьи 5 проекта). Кроме того, отмечаем, что в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" статья 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541- I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" признается утратившей силу с 1 марта 2015 года, в связи с чем обращаем внимание на дату вступления в силу проектируемого федерального закона (статья 6 законопроекта).
На наш взгляд, включение в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015- I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-I) проектируемой статьи 33.1, устанавливающей особенности страхования жилых помещений граждан, нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку Закон N 4015-I устанавливает общие положения об организации страхового дела, а отношения, связанные с видами деятельности в сфере страхового дела, как правило, регулируются иными федеральными законами (см. например, Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном"; Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Федеральный закон от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства").
Согласно пункту 1 проектируемой статьи 33.1 Закона N 4015-I страхование жилых помещений граждан может осуществляться в рамках программ защиты жилищных прав граждан, разработанных и утвержденных субъектами Российской Федерации, на основании заключенных договоров добровольного страхования и правил страхования, разработанных и утвержденных страховщиками, объединением страховщиков. При этом в пункте 2 указанной статьи установлены требования к содержанию таких программ, предусматривающие, в частности, страховые случаи, способы оплаты страховой премии, включая право страхователя на оплату страховой премии в рассрочку, срок действия договора страхования, определение страховой суммы, страхового тарифа. В связи с этим обращаем внимание на нормы пункта 3 статьи 3 Закона N 4015-I, согласно которым добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и указанным Законом и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о сроке осуществления страховой выплаты, а также исчерпывающий перечень оснований отказа в страховой выплате и иные положения. Указанное замечание относится также к пункту 5 проектируемой статьи 33.1 Закона N 4015-I, в соответствии с которым порядок выплаты страхового возмещения, основания для отказа в осуществлении страховой выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Следует отметить также, что положения проектируемой статьи 33.1 Закона N 4015-I предусматривают добровольное участие граждан в страховании жилых помещений. Вместе с тем в пункте 3 статьи 5 законопроекта предлагается, по своей сути, включить в обязанности нанимателя использовать страхование жилого помещения в качестве одного из возможных механизмов обеспечения его сохранности.
В проектируемой статье 33.1 Закона N 4015-I содержится внутреннее противоречие. Так, в подпункте 9 пункта 2 данной статьи предусмотрено возмещение ущерба субъектом Российской Федерации в дополнение к страховым выплатам, осуществленным страховщиком. При этом в пункте 3 данной статьи установлено, что страховые выплаты не осуществляются выгодоприобретателям, а поступают в доход бюджета субъекта Российской Федерации либо осуществляются страховщиком частично.
Проектируемая редакция статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) (статья 3 проекта) требует согласования с изменениями, предлагаемыми проектом федерального закона N 507496-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принятым Государственной Думой в первом чтении 21 октября 2014 года, в части предлагаемой организации функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Отнесение к полномочиям Правительства Российской Федерации полномочия по определению порядка финансирования из федерального бюджета расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера (пункт 2 статьи 3 законопроекта) нуждается в уточнении исходя из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, к которым относится предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (пункт 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ).
Обращаем внимание не неопределенность полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий, направленных на "сохранение жилых помещений" при чрезвычайных ситуациях, предусмотренного пунктом 1 статьи 4 законопроекта.
Требует доработки проектируемая часть 2.4 статьи 155 Кодекса с учетом положений части 2 этой статьи о возможности внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом уплаты страхового взноса на основании информации о размере платы, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Полагаем необходимым уточнить наименование проектируемого федерального закона в соответствии с его содержанием, предусматривающим защиту прав граждан от рисков утраты жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального характера, в том числе пожара, наводнения, иного стихийного бедствия (см., например, статьи 1, 2 проекта, пункт 2 статьи 5 проекта).
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.