Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 694881-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 19 января 2015 года (протокол N 216, пункт 128) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 694881-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий", внесенный Правительством Российской Федерации.
Проектом предлагаются изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Проект направлен на создание нового правового механизма оказания помощи гражданам при восстановлении (приобретении) имущества, утраченного в результате чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального характера в целях сокращения расходов соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и повышения охвата страхованием принадлежащих гражданам (занимаемых ими) жилых помещений.
В настоящее время в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110, финансовая помощь гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, оказывается независимо от страховых выплат, осуществляемых им страховщиками по заключенным договорам страхования.
С этой целью проектом предусматривается возможность разработки и утверждения субъектами Российской Федерации программ защиты жилищных прав граждан с использованием механизма страхования.
При этом проектом устанавливается новое правило, согласно которому, в случае, если гражданин лишился принадлежащего ему на праве собственности или предоставленного по договору социального найма единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального характера, в том числе пожара, наводнения, иного стихийного бедствия, и не имел на момент наступления указанного события договора страхования жилого помещения от указанных рисков, орган государственной власти субъекта Российской Федерации будет обязан предоставить такому гражданину другое жилое помещение только по договору социального найма (в настоящее время другое жилое помещение предоставляется в собственность).
Иными словами, предоставление в этих случаях помещения гражданину в собственность будет обусловлено добровольным участием гражданина в утвержденной субъектом Российской Федерации программе страхования жилых помещений граждан.
Вместе с тем к проекту имеются замечания.
1. Полагаем, что положения проекта, обуславливающие предоставление гражданину помещения в собственность добровольным участием гражданина в утвержденной субъектом Российской Федерации программе страхования жилых помещений, могут быть причиной нарушения принципа конкурентности на рынке страховых услуг.
2. Согласно положениям статьи 2 проекта (проектируемый пункт 1 части 3 статьи 33.1) возмещение ущерба в рамках программы в случае утраты (гибели) застрахованного жилого помещения осуществляется нанимателю по договору социального найма жилого помещения, в пользу которого заключен договор страхования жилого помещения (выгодоприобретателю), - в натуре путем предоставления субъектом Российской Федерации другого жилого помещения по договору социального найма в соответствии с разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации при условии перечисления страховщиком на основании заявления страхователя или выгодоприобретателя в доход бюджета субъекта Российской Федерации суммы причитающегося к выплате страхового возмещения.
Иными словами, предлагается механизм, согласно которому пользователь имуществом (наниматель) привлекается к страхованию имущества, не принадлежащего ему на праве собственности, с последующей обязательной передачей (в случае наступления страхового случая) сумм страхового возмещения в собственность субъекта Российской Федерации.
Полагаем, что в данном случае не вполне ясны правовые основания введения обязанности нанимателя осуществлять ежемесячные страховые платежи в отношении не принадлежащего ему имущества с заранее определенным условием о неполучении им сумм страхового возмещения в случае наступления страхового случая.
3. Положениями статьи 2 проекта (проектируемый пункт 2 части 3 статьи 33.1) устанавливается, что возмещение ущерба в рамках программы в случае утраты (гибели) застрахованного жилого помещения осуществляется собственнику жилого помещения, в пользу которого заключен договор страхования жилого помещения, - по его выбору путем выплаты в установленных программой долях страхового возмещения страховщиком и части ущерба субъектом Российской Федерации либо предоставления субъектом Российской Федерации в собственность данному лицу другого жилого помещения (в случае его наличия в жилищном фонде субъекта Российской Федерации, муниципальном жилищном фонде).
Иными словами, буквальное прочтение данной новеллы позволяет сделать вывод о том, что в данном случае субъект Российской Федерации наделяется полномочием по распоряжению муниципальным жилищным фондом, входящим в состав муниципального имущества.
В этой связи, следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, представляется правомерным изъятие указанного положения из текста проекта.
Указанные замечания являются существенными, но могут быть доработаны при подготовке проекта ко второму чтению.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает проект с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.