Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 772707-6 "О внесении изменения в статью 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере предоставления бюджетных кредитов организациям, участвующим в реализации мероприятий по "северному завозу" товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
Целью законопроекта является создание эффективного механизма государственного регулирования обеспечения полноты завоза в указанные районы необходимого для их жизнеобеспечения объёма грузов, к числу которых относятся не только топливо, но и товары первой необходимости - продукты питания, промышленные товары, лекарственные средства и прочие.
В соответствии со статьёй 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе иностранным юридическим лицам, могут предоставляться только за счёт средств целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае реструктуризации обязательств (задолженности) юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам, в случаях, установленных главой 15 Бюджетного кодекса, а также за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, для целей закупки и доставки топлива в соответствующие субъекты Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить возможность предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, для целей закупки и доставки не только топлива, а также продовольственных товаров и товаров первой необходимости по перечню, установленному субъектом Российской Федерации самостоятельно.
При этом отмечаем, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определённого количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения" установлен перечень продовольственных товаров первой необходимости, в который включены такие товары как говядина, свинина, баранина, куры, рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая - ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки. Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, как правило, устанавливается регионами самостоятельно в целях формирования запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Таким образом, перечни продовольственных товаров и товаров первой необходимости будут устанавливаться субъектами Российской Федерации на основании указанных нормативных правовых актов.
В условиях существующей экономической ситуации, санкций, введённых в отношении банковского сектора российской экономики, повышения размера ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации хозяйствующие субъекты не имеют возможности получать кредиты в коммерческих банках на приемлемых условиях.
Учитывая существенные транспортные издержки, связанные с удалённостью территорий Крайнего Севера от основных промышленных центров, зависимостью хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения таких территорий от поставок из других регионов России топлива, продовольствия и товаров первой необходимости, отсутствием круглогодичного наземного или водного транспортного сообщения, осуществлять завоз продукции в труднодоступные населённые пункты невыгодно для предпринимателей. Особенно актуальна эта проблема для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В то же время задача по жизнеобеспечению населения, проживающего в таких регионах, ежегодно решается органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах предоставленных им полномочий.
В результате принятия законопроекта расширится перечень бюджетных механизмов, которые смогут использоваться субъектами Российской Федерации в целях решения указанной задачи.
Кроме этого, определяя порядок предоставления бюджетных кредитов, в том числе размеры ставок по кредитам, субъекты Российской Федерации будут иметь возможность оказывать влияние на ценовую политику и сбытовую деятельность предпринимателей в населённых пунктах районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Формируя цену на товар, хозяйствующие субъекты, работающие в труднодоступных населённых пунктах, включают в неё затраты на закупку и реализацию товаров, транспортные расходы, арендную плату, расходы на коммунальные услуги и т.д. На рост цен также влияют высокий размер процентной ставки по банковским кредитам и отсутствие конкуренции в таких населённых пунктах из-за невыгодных условий предпринимательской деятельности.
Возможность предоставления бюджетных кредитов станет одним из механизмов, влияющих на появление конкуренции среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории отдалённых населённых пунктов, на ценообразование в сельских населённых пунктах и, как следствие, на снижение роста цен на продовольственные товары и товары первой необходимости, что будет способствовать поддержке предпринимателей в новых экономических условиях, обеспечению достойных условий жизни населения, проживающего в труднодоступных местностях.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Реализация данного федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации" не повлечёт за собой необходимости отмены, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.