Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
от 18 февраля 2015 г. Протокол N 248
на проект федерального закона N 669214-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях", внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 669214-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях", Комитет сообщает следующее.
Законопроект разработан в соответствии с пунктом 52 Плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года и направлен на установление возможности внесения денежных средств (денег) в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (далее - денежный залог) и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде.
В соответствии со статьей 86 Таможенного кодекса Таможенного союза исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов может быть обеспечено денежными средствами (деньгами), банковской гарантией, поручительством и залогом имущества. Порядок применения указанных видов обеспечения определяется законодательством государств - членов Таможенного союза.
Особенности применения указанных видов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяются главой 16 Федерального закона N 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон).
Денежный залог.
В части совершенствования применения денежного залога в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, законопроектом предлагается:
- предоставить возможность внесения денежного залога (наряду с уплатой таможенных пошлин, налогов, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов) с применением электронных терминалов, а также через платежные терминалы или банкоматы;
- установить возможность возврата (зачета) денежного залога, в случае, если плательщиком таможенных пошлин, налогов предоставлено иное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов;
- уточнить порядок подачи заявления о возврате (зачете в счет авансовых платежей) денежного залога, определить перечень сведений, подлежащих указанию в заявлении, сократить перечень прилагаемых к заявлению документов.
- установить механизм зачета денежного залога для уплаты таможенных пошлин налогов на основании распоряжения плательщика;
- установить случаи отказа в возврате (зачете) денежного залога (такие как, непоступление денежного залога на счет Федерального казначейства, отсутствие или недостоверность необходимых сведений в заявлении, и т.д.);
- автоматически зачитывать остаток неиспользованного для уплаты таможенных платежей денежного залога в счет авансовых платежей в случаях, когда денежный залог был зачтен для уплаты таможенных платежей, исчисленных по товарам, в отношении которых обязательства обеспечивались этим денежным залогом.
Кроме того, законопроектом устанавливается, что банком не взимается плата за обслуживание по операциям перечисления сумм денежного залога при его возврате.
Банковские гарантии.
В настоящее время, в соответствии со статьей 141 Закона, банковские гарантии уплаты таможенных пошлин, налогов могут быть представлены в таможенные органы исключительно в письменной форме на бумажном носителе.
Предлагается установить возможность представления в таможенные органы банковских гарантий, оформленных в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Кроме того, законопроектом предлагается установить электронный информационный обмен между гарантом, выдавшим банковскую гарантию, и таможенным органом.
Так, при выдаче банковской гарантии гарант будет направлять в ФТС России информацию в электронном виде о выданных гарантиях. Это позволит таможенным органам оперативно получать информацию, необходимую для проверки предоставленной банковской гарантии. Кроме того, предлагаемые законопроектом нормы позволяют таможенным органам вместо возврата банковской гарантии направлять гаранту письмо в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью таможенного органа, об освобождении гаранта от его обязательств по банковской гарантии. Это позволит гаранту более эффективно использовать свою максимальную сумму всех выданных банковских гарантий.
Кроме того, в случае представления банковской гарантии на бумажном носителе, законопроектом предлагается вместе с банковской гарантией представлять засвидетельствованную карточку с образцами подписи уполномоченного лица и оттиском печати гаранта, что позволит минимизировать риск приема поддельных банковских гарантий.
Предлагается определить таможенную расписку в качестве единого документа, подтверждающего принятие таможенным органом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, в котором указываются суммы принятого обеспечения.
Также, уточняются нормы устанавливающие, что банковские гарантии, выданные филиалами банков или филиалами иных кредитных организаций принимаются таможенными органами при условии включения филиала банка, филиала иной кредитной организации в Реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов (далее - Реестр).
Кроме того, законопроектом отменяется срок включения банка, иной кредитной организации или страховой организации в указанный Реестр. Таким образом, исключается необходимость банка, иной кредитной организации или страховой организации каждые три года обращаться в ФТС России для включения в Реестр.
Принятие указанных выше норм позволит значительно упростить взаимодействие гарантов и таможенных органов, сократить документооборот при предоставлении банковской гарантии, оперативно обмениваться информацией о выданных банковских гарантиях, усовершенствовать механизм использования денежного залога в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона и обращает внимание на следующее.
1. Законопроектом предлагается внести в статьи 140, 141, 145 и 146 Федерального закона изменения, определяющие таможенную расписку в качестве единого документа, выдаваемого таможенным органом в подтверждение принятия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. При этом, даже косвенное определение "таможенной расписки", содержащееся в действующей части 5 статьи 145 Закона, законопроектом исключено.
2. Законопроектом предлагаются изменения в части 14 - 16 статьи 116 Закона, устанавливающие возможность внесения денежных средств (денег) в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов через электронные терминалы, а также через платежные терминалы или банкоматы.
В настоящее время статья 116 Закона определяет порядок и формы уплаты таможенных пошлин, налогов. Вопросы обеспечения их уплаты в целом регулируются Главой 16 Закона, а внесения денежных средств (денег) в качестве обеспечения - статьей 145 Закона.
Таким образом, полагаем целесообразным перенести указанные выше нормы законопроекта в Главу 16 Закона. Это также необходимо осуществить и для однозначного понимания того, какие денежные средства, о которых идет речь в предлагаемой части 5 статьи 145 законопроекта, признаются таможенным органом денежным залогом.
3. В части 7 статьи 145 и в части 11 статьи 149 законопроекта говорится о действиях "плательщика". Требует уточнения, о каком лице идет речь - о плательщике таможенных пошлин, налогов или о лице, внесшем денежный залог.
4. Из текста предлагаемой части 7 статьи 145 не ясно, какие "иные действия" плательщика могут свидетельствовать о его намерении использовать денежный залог для уплаты таможенных пошлин, налогов.
5. Предлагаемые нормы части 11 статьи 140, части 11 статьи 141, части 6 статьи 145 и части 6 статьи 146 Закона устанавливают, что при принятии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенный орган информирует лицо, представившее такое обеспечение, и (или) плательщика таможенных пошлин, налогов об оформлении таможенной расписки на сумму принятого обеспечения.
Текстом законопроекта не уточняется, как происходит это информирование. Полагаем, целесообразно дополнить проект федерального закона нормой о полномочиях ФОИВа, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливать порядок информирования участников ВЭД об оформлении таможенной расписки.
6. Частью 10 статьи 142 законопроекта предлагается снять ограничение на трехлетнее нахождение банка, иной кредитной организации (и их филиалов) и страховых организаций в Реестре.
Полагаем установление законопроектом бессрочного включения в Реестр указанных выше организаций преждевременным, поскольку представленные ими документы и сведения для включения в Реестр могут стать неактуальными даже в течение действующего срока - трех лет, в условиях нестабильности экономической ситуации в стране.
По мнению Комитета, отмена указанного срока может снизить качество контроля за соблюдением гарантом условий включения в Реестр и последующего выполнения им своих обязательств.
Комитет полагает необходимым обсудить указанные замечания при доработке законопроекта ко второму чтению.
Кроме того, проект федерального закона необходимо привести в соответствие с правилами юридической техники.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием принятие рассматриваемого федерального закона дополнительных расходов из федерального бюджета не потребует.
Нормами проекта федерального закона определяются положения, относящиеся к вопросам ведения Центрального банка Российской Федерации. В соответствии с частью 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России сообщил об отсутствии замечаний и предложений к тексту законопроекта.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "частью 7" следует читать "статьей 7"
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 669214-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.